Россия войдет в топ-10 стран по объему роста онлайн-торговли в мире

MAPIC, 13 ноября 2013 года — Мировой объем интернет-торговли может превысить в этом году отметку 1,2 трлн долл.* Развитие рынка онлайн-продаж оказывает давление на ритейлеров, которые стремятся максимально оптимизировать свою логистическую инфраструктуру, чтобы покупатели могли получить свои товары в нужном месте и точно в срок. Эксперты Jones Lang LaSalle провели глобальное исследование рынка электронной коммерции и выяснили, как игроки на различных мировых рынках выстраивают свою инфраструктуру доставки с учетом культурных особенностей и потребительских предпочтений локальных клиентов.

 

Ключевые факты:

  • 39% населения Земли сегодня имеет доступ к Интернету
  • За 2007-2012 годы объем онлайн-торговли увеличивался на 14,8% в год, тогда как рынок ритейла в целом – лишь на 0,9%
  • В 2013-2017 годах лидерами по темпам роста объемов электронной торговли станут развивающиеся страны. Самый значительный скачок ожидается в Индонезии и Китае (более чем 36%)
  • Россия занимает 7-ое место в мире по прогнозируемому росту рынка онлайн-коммерции – увеличение на 12,5% за 2013-2017 годы
  • Основными центрами электронной торговли в России являются Москва и Петербург, в регионах развитие сдерживается отсутствием качественной логистической инфраструктуры.

 

«Еще недавно расширение рынка ритейла сводилось к открытию новых магазинов на престижных торговых улицах, таких как Пятая авеню в Нью-Йорке или Елисейские поля в Париже. В настоящий момент это также предполагает эффективную логистическую инфраструктуру, включая крупные специализированные складские комплексы и сортировочные центры, - объясняет Крейг Майер, Глава департамента индустриальной недвижимости компании Jones Lang LaSalle. – Сегодня, когда 39% населения Земли имеет доступ к Интернету, рост популярности онлайн-торговли приобрел глобальный характер. Для того чтобы удовлетворить потребительский спрос и учесть культурные особенности целевой аудитории, ритейлеры активно используют новые типы объектов инфраструктуры».

 

Стремительный рост объемов интернет-торговли

На сегодняшний день доля онлайн-продаж в общемировом объеме рынка ритейла составляет около 4% и продолжает быстро расти. В период с 2007 по 2012 год объем торговли через Интернет рос в целом по миру со скоростью 14,8% в год. Для сравнения: общемировой объем ритейла за тот же самый период увеличивался за тот же период всего на 0,9%.*

«Развивающиеся страны пока значительно отстают от развитых экономик в плане инфраструктуры электронной коммерции, однако вполне вероятно, что в будущем ускоренный рост объемов онлайн-торговли будет наблюдаться именно в этих странах, — комментирует Крейг Майер. — Как следствие, в следующие пять лет мы можем стать свидетелями значительных перемен на этом мировом рынке».

Согласно прогнозам, к 2017 году лидерами по темпам роста объемов электронной торговли в сегменте B2C станут такие страны, как Индонезия, Китай, Индия и Мексика. Россия в этом списке находится на седьмом месте (+12,5%). В развитых странах динамика будет умеренной, хотя есть и исключения: так, согласно прогнозам, в Великобритании и США темпы роста будут составлять более 10% в год.

 

Рост рынка электронной коммерции (B2C) в 2013–2017 гг.

 

Источник: eMarketer

 

«При планировании экспансии на международном рынке электронной коммерции ритейлеры должны решить для себя одну важную дилемму, - говорит Крис Бьорсон, Руководитель отдела дистрибуции в секторе электронной торговли компании Jones Lang LaSalle. – Что лучше: инвестировать ресурсы в развивающиеся страны с малоразвитой логистической инфраструктурой, зная, что в ближайшие пять лет эти инвестиции будут окупаться, или сосредоточиться на зрелых рынках, с разветвленной сетью складов, но и с высокой конкуренцией – как в сфере электронной коммерции, так и на рынке качественной складской недвижимости?».

 

Онлайн-торговля на зрелых рынках: удобство как главный фактор эволюции логистики

В развитых странах мультиканальные стратегии ритейла привели к серьезным изменениям на рынке логистики. Такие стратегии предполагают интеграцию каналов сбыта (магазинов, интернет-сайтов и мобильных платформ), позволяя клиенту выбрать ту модель заказа, доставки, оплаты и возврата, которая наиболее удобна для него. В разных странах получили распространение различные модели:

 

  • В Великобритании и на других развитых рынках, где покупатели предпочитают не заказывать товары на дом, а забирать их в специальных центрах выдачи, самым важным компонентом стратегии онлайн-продаж для ритейлеров является модель «click and collect».
  • Германия – это второй по обороту рынок электронной коммерции в Европе после Великобритании. Увеличение объемов электронной коммерции обусловило рост спроса на крупные объекты недвижимости под распределительные центры со стороны узкоспециализированных ритейлеров.
  • В Австралии, стране с высоким уровнем развития электронной торговли, растет уровень автоматизации онлайн-ритейла. В будущем здесь получат распространение специализированные логистические объекты. В этой стране все популярнее модель выдачи товаров через ячейки, а также компании, предлагающие услуги выдачи и возврата товаров.
  • В США, согласно оценкам, онлайн-ритейл формирует 30% спроса на крупные складские big box форматы. В непосредственной близости от основных городов онлайн-продаж торговые сети открывают крупные распределительные центры, а рядом с «второстепенными» городами – склады среднего размера, которыми обычно управляют сторонние логистические операторы. Это позволяет обеспечить клиентам по всей стране доставку их товаров уже в день заказа.

 

«Самое главное сегодня – это комфорт. Клиенты хотят покупать товары самым удобным для них способом, тогда как рынок складской недвижимости изначально создавался под определенную модель доставки, — отмечает г-н Бьорсон. – В следующие пять лет нас ждет появление логистических объектов нового типа, которые будут в состоянии поддержать любую необходимую модель доставки. Кроме того, в будущем подобные комплексы смогут не только выдавать продукцию, но и эффективно обрабатывать возвраты».

 

Новые рынки – новые тенденции

В развивающихся странах цепочки поставок онлайн-ритейлеров различаются в зависимости от ряда факторов, в том числе локальной политики, состояния экономики и местных традиций.

 

  • В Китае первые складские помещения для интернет-торговли были сосредоточены, в основном, в крупнейших городах, таких как Пекин, Шанхай и Гуанчжоу. Но с 2011 года основные игроки рынка электронной коммерции Поднебесной начали создавать распределительные центры в новых, динамично развивающихся регионах страны.
  • В Бразилии, стране с более чем 100-миллионной аудиторией интернет-пользователей, бум онлайн-торговли стал катализатором спроса на склады. Крупнейшим логистическим узлом страны является город Сан-Паулу. Новые логистические кластеры появляются в непосредственной близости от основных транспортных артерий, ведущих к крупным городским центрам, например, Баруэри, Кажамар и Гуарульус.
  • В Индии на долю онлайн-торговли приходится менее 1% объема рынка ритейла. Складские комплексы для онлайн-ритейла ориентированы на обслуживание только крупнейших городов. Сложная налоговая структура страны обусловила децентрализацию складских сетей; большинство из них состоит из небольших объектов, разбросанных по разным регионам страны. Вместе с тем, налог на товары и услуги (Goods and Services Tax или GST), появление которого ожидается в ближайшем будущем, станет стимулом к консолидации распределительных сетей и приведет к росту спроса на более крупные распределительные центры.
  • В России, согласно подсчетам, на долю онлайн-ритейла приходится около 2% общего объема розничных продаж. Этот относительно скромный показатель обусловлен низким уровнем распространения широкополосного доступа в Интернет, ограниченным использованием кредитных карт, общим недоверием населения к системам онлайн-платежей, а также сомнениями в надежности услуг доставки. Россияне предпочитают не заказывать товары на дом, а забирать их в специальных центрах выдачи, оплачивая свою покупку при получении.

 

«Москва и Санкт-Петербург остаются двумя основными рынками онлайн-ритейла в России, и существующие распределительные центры интернет-магазинов в большинстве своем ориентированы на обслуживание именно этих городов, - комментирует Петр Зарицкий, Директор по России и СНГ, Руководитель отдела складских и индустриальных помещений компании Jones Lang LaSalle. – В ближайшем будущем Москва и Петербург останутся основными центрами рынка онлайн-коммерции, однако в более долгосрочной перспективе, по нашим прогнозам, рост распространится и на регионы, где традиционный ритейл недостаточно развит, а покупатели хотят получить доступ к более качественным товарам по разумным ценам. Вместе с тем, рост регионального рынка электронной коммерции будет зависеть от темпов развития логистической инфраструктуры в отдаленных районах, в том числе от доступности качественных складских объектов».

«В перспективе по объему онлайн-продаж развивающиеся страны с их высокой численностью населения оставят развитые регионы позади, — прогнозирует г-н Бьорсон. — Электронная коммерция позволяет ритейлерам расширить аудиторию своих покупателей за счет жителей удаленных районов. В наши дни все больше и больше покупателей отдают предпочтение онлайн-покупкам как удобной и надежной альтернативе традиционным форматам торговли. Именно поэтому в будущем ритейлеры в развивающихся странах будут активно инвестировать в логистические модели, чтобы предложить новые продукты более широкой аудитории».

 

*данные Emarketer 

 

Информация о компании Jones Lang LaSalle

Jones Lang LaSalle (NYSE: JLL) – компания, предоставляющая финансовые и комплексные профессиональные услуги в области недвижимости. По всему миру эксперты компании предлагают интегрированные услуги собственникам, арендаторам и инвесторам, стремящимся получить максимальную прибыль от своих активов на рынке недвижимости. Годовой оборот компании составляет 3,9 миллиардов долларов США. Jones Lang LaSalle работает на рынках более чем в 1 000 городов в 70 странах по всему миру. Jones Lang LaSalle является лидером рынка услуг в области управления корпоративной недвижимостью – портфель компании составляет около 242 миллионов кв. м по всему миру. В 2012 году Jones Lang LaSalle закрыла сделки по покупке-продаже и привлечению финансирования общим объемом 63 млрд долларов. LaSalle Investment Management, подразделение по управлению инвестициями, является одним из крупнейших и наиболее диверсифицированных в мире, управляя активами стоимостью 46,7 миллиардов долларов.

В России и странах СНГ Jones Lang LaSalle представлена офисами в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве. В 2004, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012 и 2013 годах компания удостаивалась премии «Консультант года» на Commercial Real Estate Awards, Москва и премии «Консультант года» на Commercial Real Estate Awards, Санкт-Петербург в 2009 году.

Более подробную информацию о компании можно найти на сайте www.jll.ru 

Источник: mallgroup.ru
Опрос

Какую концепцию размещения арендаторов в торговом центре вы считаете более успешной?

Голосовать