Недавно Carrefour в партнерстве с CFAO объявил о намерении открыть магазины в восьми африканских странах, до этого на протяжении года на рынок выходили Walmart, Zara и Topshop. В 2012 году Shoprite совместно с Resilient Icome Property Fund объявил о будущем строительстве десяти шопинг-центров, а Rebosis Property Fund планирует возвести в Анголе, Гане, Нигерии и Уганде 12 объектов торговой недвижимости.
Повальная экспансия в Африку объясняется как спадом потребления на рынках ЕС, так и перспективами роста населения стран южного континента и их доходов. По данным ООН, к 2030 году население Африки вырастет на 40%, к 2040 году работоспособных африканцев станет больше, чем китайцев. Экономика континента демонстрирует позитивные показатели. По данным African Development Bank, ВВП одной трети африканских стран составляет в среднем 6%. Если еще в 2005 году за чертой бедности проживали 51% африканцев, то всего лишь семь лет спустя показатель сократился до 39%.
Однако европейский бизнес может натолкнуться на конкуренцию со стороны Китая. Дело в том, что на сегодняшний день средний доход африканца не превышает 20 USD в день. КНР уже более 20 лет поставляет на африканский рынок дешевые товары и оказывает услуги, которые пользуются большим спросом. Компании и банки КНР присутствуют на рынке с 1990-х годов, рост африкано-китайского товарооборота происходит в геометрической прогрессии.Так, в 1990 году он составлял 533 млн USD, в 2011 году — уже 120 млрд USD. Деятельность китайцев на континенте многие эксперты характеризуют как «колонизацию».
«Европейским девелоперам и торговым сетям не стоит рассчитывать на повальный спрос со стороны местного населения, которые привыкли к дешевым китайским товаром. Для большинства африканцев европейские цены окажутся неподъемными, поэтому основным целевым сегментом для них здесь должны стать туристы. К примеру, наша компания выступала соинвестором строительства Morocco Mall в Касабланке, торгового центра на 250 тыс. кв. м GLA, введенного в эксплуатацию в 2011 году. На данный момент это самый большой торговый объект на континенте Однако молл рассчитан на состоятельных туристов как со всего мира, так и из Центрально-Африканской Республики», — рассказал глава совета директоров португальской сталелитейной компании Cobermetal-Metal Solutions, Lda. Карлос Креспо.