Торговым сетям не хватает партнеров

На российском рынке представлены сотни франчайзинговых концепций ― больше, чем в любой восточноевропейской стране. Однако перспективы рынка зависят от того, станет ли он прозрачным, а основная масса франчайзинговых систем устойчивыми. Об этом размышляет эксперт по франчайзингу Ерлан Журабаев.

 

Дефицит доверия

В настоящий момент торговые сети все в большей степени сталкиваются с дефицитом потенциальных партнеров для стартапов в стране, где малый бизнес не развит и испытывает колоссальные трудности. Это приводит к тому, что, с одной стороны, в общем числе стартапов растет доля повторных открытий уже действующими франчайзи. Но с другой стороны, недостаток новых партнеров ведет к опасному ослаблению требовательности к их подбору.

Франчайзеры предельно заинтересованы в людях, способных создавать свои команды, пусть небольшие, но четко соблюдающие технологии, корпоративную дисциплину и стандарты. Им необязательно «любить» товар или услугу выбранного бренда, но абсолютно необходимо следовать франчайзинговой модели. В первую очередь такие требования предъявляют стабильные глобальные системы, где зарегламентирована каждая мелочь, в то время как молодые отечественные бренды в процессе становления более терпимо относятся к «инициативности» младших партнеров. Франчайзи со своей стороны вправе рассчитывать на прозрачность сетевого бизнеса и перманентную (не только при стартапе) поддержку со стороны старшего партнера.

Франчайзинговые компании, действующие в России, можно условно разделить на три категории: дееспособные; слабые; мошеннические.

Каждая из этих трех категорий занимает примерно равные доли, по 1/3, в общем числе 650–750 концепций, заявленных в нашей стране. Можно предположить, что на фоне стагнации рынков усилится флуктуация компаний из первой категории во вторую и наоборот.

Рассмотрим эти категории чуть подробнее. Дееспособные компании гарантируют франчайзи стабильный доход продолжительное время. Мошеннические, как правило, ориентированы на временный сбор взносов и роялти и последующее исчезновение. Между двумя этими крайностями находится большая (и с тенденцией к увеличению) прослойка слабых франчайзеров. К ним можно причислить тех, у кого не отрегулированы собственные бизнес-процессы, к примеру логистические, административно-таможенные, система менеджмента качества (продуктов или услуг) и др. У них нет или крайне мало ценного опыта для передачи, нет и достаточного имиджа, т.е. большой лояльной бренду аудитории. Такие франчайзеры, не сформировав профессиональную команду, практически не сопровождают бизнес-партнеров. Это означает, что франчайзи не получают постоянного доступа к персоналу, действенного обучения и консультирования, своевременного снабжения товаром или расходными материалами. Франчайзинг для слабых франчайзеров ― это финансово-сбытовая подпорка собственному бизнесу. А для франчайзи, не обладающих, как правило, комплексной информацией о рынке и даже о выбранной франшизе, ― реальная опасность потерпеть убытки и даже разориться.

 

Требования к партнеру

При выборе франшизы следует руководствоваться правилом: хороший франчайзер не может быть молодым. Для того чтобы тиражировать успех, нужно как минимум сначала его добиться, закрепить и развить у себя, а потом сделать так, чтобы он срабатывал и на юридически независимых предприятиях.

Однако первый этап для любого потенциального франчайзи ― получение и проверка информации. Не лишними окажутся консультации с экспертами, изучение всех возможных источников, в том числе и публикаций о данной франшизе в СМИ. Реальные сроки возврата инвестиций следует определять самостоятельно, путем доверительного опроса действующих франчайзи. Оценивая качество бизнеса партнера, следует принять во внимание три главных критерия ― прибыльность, уровень коммуникации в системе и ее устойчивость, т.е. финансовые показатели, кредитную историю, динамику развития сети за продолжительный период времени, наличие активного неформального сообщества франчайзи, находящихся в плотном контакте.

Неудачный выбор делает младших партнеров заложниками ситуации. Даже разорвать отношения им весьма трудно, поскольку они уже вложились в оборудование, товар, рекламу, у них подписан арендный договор с ТЦ именно под эту марку. Именно поэтому в сложившихся условиях дефицита доверительности (и на фоне ограниченной информации о бизнесе) многие франчайзи предпочитают подстраховаться и… набирают порой по 10–15 франшиз, вызывая тем самым недовольство франчайзеров, считающих, что при таком «мультифраншизном» подходе у партнеров расслаиваются внимание и лояльность.

Роль независимой оценки

Как ориентироваться в большом, но весьма неоднородном по качеству предложений рынке франшиз? Как его оценивать и регулировать? Общепризнанных инструментов замера, таких как рейтинги Franchise 500 американского журнала The Entrepreneur или авторитетных для всех консалтинговых компаний, в России пока нет. Нет даже официального (а значит относительно достоверного) учета Росстатом основных параметров развития этого сегмента экономики. Между тем с учетом впечатляющего роста количества игроков, необходим целый ряд рейтингов, учитывающих различные группы факторов и оценивающих разные достоинства участников. Например, устойчивое (стабильное) развитие франчайзера ― это один параметр, а прибыльность работы с ним ― другой, не менее важный итог исследований.

Максимум прозрачности

Весомую лепту в информационную неразбериху вносят сами франчайзинговые компании, подавляющее большинство из которых под предлогом коммерческой тайны не желают раскрывать отчетность. Действенным шагом могло бы стать добровольное тестирование франчайзинговых систем по логично отстроенной методике. Добросовестные франчайзеры, подвергающие себя такому добровольному «просвечиванию», действительно получили бы конкурентные преимущества, причем не дутые, не искусственные. Очень приветствовалась бы рынком еще одна добровольная форма ― независимый опрос об уровне удовлетворенности франчайзи в сети. Для эволюции франчайзинга в сторону высокого качества весьма важно повышение уровня отраслевых интернет-ресурсов. В условиях отсутствия норм и практики раскрытия правообладателями основных экономических показателей, на мой взгляд, было бы весьма полезным принятие кодекса чести франчайзеров с добровольными обязательствами по поводу своей прозрачности и добросовестного партнерства.

 

Источник: Журнал "Молл" № 105

Источник: mallgroup.ru