Румынские перспективы рынка торговой недвижимости

За последний год румынский рынок торговой недвижимости привлекает все больше инвесторов.  И хотя Румынию сложно назвать инвестиционным раем из-за низких доходов населения,  участники рынка работают на опережение и ожидают стремительного роста экономики в ближайшие несколько лет.

 

Инвестиции в недвижимость Румынии за последние полгода выросли на 32% в сравнении с аналогичным периодом годом ранее. При этом сделки в сегменте торговой недвижимости составили 40% от общего объема. В общей сложности до конца года в стране будут введены в эксплуатацию 164 тыс. метров новых торговых площадей. Одновременно иностранные игроки продолжают заявлять о намерении  дальнейших инвестиций К примеру,  в октябре AFI Development заявила о строительстве двух новых торговых центров, на данный момент компания владеет в стране двумя торговыми объектами площадью 80 тыс. метров и 35 тыс. метров.

 

Особенную  привлекательность в Румынии за последние два года приобрели сетевые проекты. Так, в апреле этого года британская компания Kingfisher выкупила у Group Bresson 15 сетевых магазинов товаров для ремонта Brickstore. «Я бы отметил, что сделка Brickstore стала самой значимой за этот год, поскольку на рынок вышел новый британский игрок и, судя по всему, будет продолжать экспансию», ―  сказал Мариус Эне, аналитик CBRE в Румынии.

 

Помимо этого итальянский девелопер Immobiliare Grande Distribuzione (IGD) объявил в октябре о намерении вложить 5 млн. EUR в редевелопмент сетевых магазинов. Инвестиции в общей сложности составят 12,5 млн EUR в  период с 2012 по 2015 год. IGD владеет в Румынии 15 сетевыми шопинг-центрами совокупной площадью 88,200 кв. метров.  За последние полтора года Carrefour совместно с NEPI вложили 65 млн EUR в строительство Ploiesti Shopping City в городе Плоешти, Auchan построил новый Auchan City в Бухаресте, а  три объекта модернизировала Cora.

 

По официальным прогнозам, Румыния ― это перспективная площадка для вложений.  Данные Euromonitor International свидетельствуют, что потребительские расходы в 2012 году достигли отметки в 102 млрд, по итогам 2013 года показатель вырастет до 103 млрд EUR. Рост ВВП также демонстрирует восходящий тренд — 0,3% в 2012 году и 0,6% в 2013 году. В то же время риски в стране связывают с общей нестабильной ситуацией в Европе.

 

Тем не менее инвестировать в торговую недвижимость ЕС, особенно в восточноевропейские страны, на данный момент следует с большой осторожностью. По статистике Красного Креста, еще в 2011 году более 40% населения страны могли оказаться за чертой бедности.  «Я бы сказал, в Румынии нет каких-то особенных рисков, которые бы отличались от других европейских стран. Это может быть как постепенный экономический спад, так и  резкий и непредсказуемый обвал», ― полагает Мариус Эне. 

 

Источник: журнал "Молл"

Источник: mallgroup.ru