На выставке REX 2014 в глаза бросались две вещи: колоссальный массив проектов, крупных, с широкой географией, и разница в настроениях бизнес-сообщества относительно судьбы этого массива. Фраза «девелоперы выглядят оптимистично, на уступки не идут» произносилась ретейлом в кулуарах как никогда часто. Действительно ли оптимистичны застройщики или же сохраняют хорошую мину при плохой игре, но изумление арендаторов понятно. На дворе ― новая экономическая реальность, а бум гигантомании и аппетиты собственников лишь набирают обороты.
Крупнейшая выставка недвижимости ― всегда срез рынка. В этом непростом для сегмента году площадь экспозиции REX, организатором которой выступает ГК «МОЛЛ», увеличилась до 10 тыс. м². В пуле экспонентов такие девелоперы, как ГК «Ташир» (генеральный спонсор выставки), IKEA Scr, «Адамант», Fort Group, «ТПС Недвижимость», Amma Development, ГК «Регионы», «Практика Девелопмент», Immochan Russia, «Общество «Малышева, 73», ФПК «Гарант-Инвест», Forum Group, DVI Group, «Торговый Квартал», «Макси Девелопмент» и многие-многие другие; ретейл в лице компаний «Ашан», «Атак», X5 Retail Group, «Виктория», «М. Видео», «Гиперглобус», корпорация «Центр»; ведущие консультанты ― JLL, Cushman & Wakefield, Colliers International, Knight Frank, «Магазин Магазинов», CBRE; операторы и поставщики сегмента развлечений и спорта ― концепты от Eastword Capital, Walltopia, QubicaAMF, Game City, Brunswick/KidsPlay, «Геймтрейд» и др. Вот такой широкий срез…
«Я вижу, что все находятся в прекрасной форме, все улыбаются, значит все участники рассчитывают заключить выгодные сделки», ― сказал на открытии выставки генеральный директор Immochan Russia Тьерри Леконт. «Все, кто регулярно участвует в выставке, заметили, что стендов стало больше, стенды подросли. И это не предел. Я уверен, что всех нас ждут интересные, крупные, амбициозные проекты. Рынок ТЦ находится на подъеме вопреки экономическим и политическим факторам. Я уверен, что все лучшее впереди. Как президент РСТЦ, я общаюсь со многими собственниками моллов, управляющими, директорами по маркетингу, эксплуатации и вижу, что профессиональный уровень растет. Выставка REX является основной площадкой в России для обмена опытом, мнениями», ― отметил генеральный директор Praktika Development Булат Шакиров.
КОЛИЧЕСТВО И КАЧЕСТВО
Именно сегодня для многих проектов-гигантов настало время открываться, и именно сегодня раздувается «пузырь» свежезаявленных мегамоллов. Для тех, кто до сих пор не верит, что история развивается по спирали, приведем несколько убедительных цифр. Согласно ожиданиям консультантов, за текущий год в России будет введено около 1,8–1,9 млн м² арендных площадей в ТЦ, что на уровне рекордного показателя 2008 года (1,85 млн м²). 2014-й обещает запомниться и тем, что доля Москвы во всероссийском стоке составит 35% (более 600 тыс. м²). Похожий результат был достигнут в 2009 году, когда на рынок вышли «Метрополис», «Золотой Вавилон Ростокино» и «Город Лефортово». И еще одно кризисное дежавю от JLL: аналитики понизили инвестиционный прогноз на 2014 год с 7 млрд до, страшно сказать, 3,4 млрд USD. Показателя ниже за посткризисный период рынок еще не наблюдал. Аналогичная картину мы наблюдали в 2009 году ― 3,2 млрд USD. История имеет свойство повторяться, и в теории с каждого «витка спирали» сегмент должен выходить все более и более умудренным опытом.
В I квартале года, по данным Cushman & Wakefield, в России было открыто девять качественных ТЦ общей торговой площадью 354 383 м², в апреле премьеры продолжились. Вспомним основные проекты: «Гудзон», «Москворечье», «Реутов Парк» и «Весна» в Московском регионе, «Сити Молл» в Новокузнецке, «Европейский» в Орске, «РИО» в Тамбове, «Торговый Парк № 1» в Твери, новые фазы проектов «Гринвич» в Екатеринбурге, «Заневский каскад» в Санкт-Петербурге, «Северное Сияние» в Мурманске и «Тополь» в Иваново. Дальше будет еще больше, еще интереснее. В ближайшие полтора года рынок накроет целый шквал проектов-гигантов с «вишенкой на торте» в виде ТРК «АвиаПарк». Всего по итогам 2014-го ожидается выход 50 ТЦ, в частности, обещают заработать «Амбар» в Самаре, «Небо» в Нижнем Новгороде, «Арена» в Барнауле и др.
НЕ ВСЁ ТАК ГЛАДКО
Со второй половины 2013 года, и особенно нынче, открытия крупных проектов вызывают некоторое замирание сердца. Сложнейший кейс ― запуск ТРЦ в период упадка экономики, девальвации рубля и серьезного сокращения ретейлом планов по развитию. Старт работы с уровня «гипермаркет + несколько магазинов в галерее» и последующая медленная и трудная раскрутка становятся стандартом жанра. Качество порой страдает даже в столице. Например, пока не вполне оправдывает ожидания «Реутов Парк» компаний «Эксперт» и Amma Development. Речь идет и об экстерьере, и о планировках, и о тенант-миксе. Наличие в ТЦ платежеспособных ИП ни в коем случае не является преступлением, вопрос лишь в их количестве, качестве концептов, а также в позиционировании самого девелопера. В этом аспекте «Реутов Парк» оказался несколько неожиданным для игроков рынка. Тем интереснее будет наблюдать за дальнейшим развитием проекта, которому искренне хочется пожелать успехов и процветания.
Крупнейшие открытия, увы, не обходятся без волнений и митингов в кругах арендаторов. Самые острые ситуации сложились в новокузнецком «Сити Молле» и тюменском «Кристалле», обеспокоены и арендаторы второй фазы «Галереи Краснодар». Претензии тривиальные: отсутствие трафика при космических ставках, например, по причине неправильной организации покупательских потоков, эксплуатационные проблемы на уровне потопов и пожаров, низкой температуры в магазинах и т.д. Консультанты в ответ на претензии предпочитают вспоминать ныне знаковые проекты (такие как, например, «Атриум»), история которых также начиналась с серых полос. Однако разве ситуацию «сколько строим и консультируем, а всё как в первый раз» можно считать приемлемой?
Продолжение читайте в майском номере журнала "Молл"
Источник: Журнал "Молл" N 107, текст Надежда Орёлкина