Рост прайм-сегмента мирового рынка ретейла подстегивает девелопмент luxury-моллов как в Европе, так и в странах Азии и Ближнего Востока. Однако эксперты сомневаются в рентабельности торговой недвижимости, ориентированной исключительно на luxury.
В конце августа в Абу-Даби в ОАЭ открылся новый молл The Galleria (GLA 33 тыс. кв. м). В нем представлены 50 мировых топовых ретейлеров, многие из которых впервые появились на рынке страны. Девелопером проекта выступила компания Gulf Related. The Galleria обещает быть успешным ввиду высокого спроса на люксовые товары со стороны местного населения и туристов. «Высокий спрос западных покупателей, экономический рост в странах BRIC и огромный аппетит в отношении люксовых товаров на Ближнем Востоке выступают локомотивом рынка прайм-сегмента по всему миру», — отмечает Джеймс Долфин, глава всемирного отдела ретейла компании Jones Lang LaSalle.
Помимо роста спроса на люксовые товары для прайм-сегмента характерна еще одна особенность. «В последнее время наблюдается тенденция к концентрации люксового ретейла под одной крышей. К примеру, в Варшаве это Galeria Mokotow или Kliff. Сейчас мы осуществляем редевелопмент отеля Europejski в Варшаве, большая часть первого этажа будет отведена под люксовые бренды. В Азии и Эмиратах похожая ситуация. Позиционирование подобной торговой недвижимости играет большую роль. Как правило, в Западной Европе прайм-сегмент концентрируется на центральных улицах, бутики расположены в исторических зданиях», — рассказал Жослен Филлар, директор польского филиала французского архитектурного агентства Sud architectes.
Однако, как показывает практика, стратегия диверсификации и микса прайм-сегмента со «средним плюс» и «средним», особенно на развивающихся рынках, оказывается более эффективной. К примеру, по некоторым данным, в Китае возводится 20 люксовых моллов, но участники рынка сомневаются в целесообразности большинства проектов. Во многих из уже действующих объектах наблюдается высокая вакантность, во втором полугодии 2012 года в одной из самых «люксовых» зон страны — городе Шеньян — этот показатель составил 17%. Аналогичная ситуация в Индии. По данным Cushman & Wakefield, 80–90% торговых площадей прайм-сегмента в Индии сконцентрированы в пятизвездочных отелях, где посещаемость довольно низкая. Как пишет Bloomberg, люксовым ретейлерам в Китае гораздо выгоднее размещаться в гипермаркетах и неспециализированных шопинг-центрах. Наличие таких арендаторов поднимает престиж и уровень любого торгового центра, и как правило, арендодатели по всему миру предлагают для них эксклюзивные условия.
Источник: Журнал "Молл"