Техносила: «Выживаем, но бросаем вызов более крупным игрокам»

Сектор бытовой техники и электроники сегодня находится в самом затруднительном положении. В отличие от других отраслей ретейла он испытывает давление не только экономического фактора, но и сильнейшее влияние онлайна. Как результат: активные уходы с рынка, консолидация отрасли, огромные инвестиции в смену форматов и т.д. В этой ситуации ГК «Техносила» решила побороться за лидерские позиции, объединившись с сетью «Техношок». О стратегии компании с азартом рассказывает ее новый топ-менеджмент: председатель совета директоров Виктор Гордейчук и гендиректор Илья Тимченко.

 

Виктор, Илья, два розничных продавца БТиЭ заключили сделку слияния, безденежную, по итогам которой 70% капитала принадлежат ГК «Техносила» и 30% бизнеса у ГК «Техношок». Под каким брендом будет развиваться компания? Какого эффекта вы ожидаете от сделки?

Виктор Гордейчук: Объединенная компания (ОК) будет существовать под именем «Техносила», мы решили отказаться от бренда «Техношок» в офлайне. По критерию узнаваемости (подсказанному и спонтанному знанию) марка «Техносила» входит в тройку лидеров.

Консолидированная выручка двух игроков за 2013 год составила 28 млрд рублей с НДС. То есть порядка 1 млрд USD по курсу прошлого года. Это главная причина, которая двигала, в частности, мной при принятии решения об объединении бизнеса. Инициатором сделки был я, в свое время вышел на акционеров «Техносилы». Дело в том, что сейчас рынок вступил в ту фазу, в которой малым игрокам чрезвычайно тяжело, нет завтрашнего дня и многие ретейлеры из бизнеса уходят. Хотя, если говорить об эффективности «Техношока», то по целому ряду параметров компания сильнее, чем «Техносила». Точно так же, как и «Техносила» во многом другом сильнее («Техношока». ― Ред.).

Для нас в «Техносиле» были интересны, прежде всего, хорошо организованные бизнес-процессы, основанные на SAP. Мы в своей работе использовали другую программную систему. Она удобна, но тем не менее промышленная версия данной системы дает больше преимуществ при организации торговли.

По предварительным расчетам, за первый год существования ОК сэкономит порядка 800 млн рублей. Эту цифру дают два основных фактора. Первый ― экономия на управленческих кадрах. У нас два офиса, теперь будет один основной. А точнее, head-офис в Москве и вспомогательный в Петербурге. Существенная часть управленческого персонала будет сокращена. Второй ― закупочная сила. Ввиду объемов закупок мы полагали, что получим более комфортные входные цены от поставщиков, что подтвердилось уже проведенными переговорами. Кроме того, ОК сэкономит за счет рационализации маркетингового бюджета.

 

Илья Тимченко: Мы объединились в сложный для экономики России, и в частности для сектора розничных продаж электроники, момент. Зачем и что мы планируем делать? Первое, на что обратим внимание, ― это рационализация издержек по всем направлениям. Консолидация дает большие возможности по оптимизации затратной базы всей компании. И именно в этом может быть серьезная добавленная стоимость для акционеров и потенциальных инвесторов. Второе, на что мы обращали внимание, принимая решение о сделке, ― это последовательное расширение ассортимента «Техносилы» за счет товара «Техношока» и расширение ассортимента северо-западного дивизиона за счет продуктового портфеля «Техносилы». Речь идет о новых ассортиментных линейках и о новых брендах. Также нам предстоит взглянуть на все магазины в свете тех изменений, которые происходят на рынке, в поведении потребителей, связанных с развитием онлайн-торговли. Мы реновируем действующие магазины, кроме того, компания сейчас находится в стадии разработки абсолютно нового формата.

 

Целью объединения является выживание или вы готовы составить конкуренцию лидерам рынка?

Илья Тимченко: Вопрос по поводу выживания является несколько философским. Цель любого бизнеса ― выживание в той или иной степени. Да, мы выживаем, но при этом бросаем вызов более крупным игрокам. Напоминаю, что общая выручка у нас ― 1 млрд USD. Как бы мы ни смотрели на данное объединение с точки зрения объема операций ― оптимистично или пессимистично, ― в любом случае, по разным оценкам, мы входим в топ продавцов БТиЭ. Если смотреть по оборотам и только на традиционных игроков, которые выросли из офлайна и сейчас добавляют интернет-продажи (Media Markt, «М. Видео» и т.д.), то мы будем, думаю, входить в Топ-3 или Топ-4. Потому что, наверное, (я сейчас не буду называть эти компании) крупные игроки по-прежнему не раскрывают честно свои обороты, объемы бизнеса в России. Если учитывать также вновь появившиеся и сейчас активно развивающиеся форматы, которые в основном выросли из онлайна, то это будет Топ-5 или Топ-7 (включая всех розничных продавцов цифровой техники и электроники).

 

Не могли бы вы рассказать о планах по ребрендингу магазинов «Техношок» и новом формате «Техносилы»?

 Виктор Гордейчук: Пока могу прокомментировать только первый вопрос, а новый формат мы презентуем несколько позже. 21 сентября в Петербурге будет массовое переоткрытие магазинов «Техношок», которые в один день поменяют торговую марку на «Техносилу». Это будет лайт-ребрендинг, мы не станем закрывать торговые точки (это плохо сказывается на выручке, ведь после недели простоя еще три недели в магазины не ходят). Что-то будем делать путем закрытия части площадей. Для работ у нас есть ночное время. Речь идет об изменении цветовой гаммы, новом торговом оборудовании. Эти изменения выливаются в сумму порядка чуть больше 80 млн рублей. Это лайт-ребрендинг. Глубокий ребрендинг действующих магазинов «Техносила» и «Техношок» произойдет в следующем году, мы их будем адаптировать под новый формат, предполагающий активную торговлю онлайн. 

 

Сегодня крупнейшие игроки, и прежде всего Media Markt, сокращают площади действующих точек. Скажите, пожалуйста, новый формат «Техносилы» предполагает уменьшение магазинов?

 Илья Тимченко: Верно, мы будем двигаться в сторону более компактного формата для продажи электроники в офлайне. Достаточно активные переговоры с собственниками ТЦ уже начались. Уверен, данной траекторией будет следовать большинство игроков. Форматы масштабом в 3000, 5000, 6000 кв. м уже не являются абсолютно адекватными рыночным реалиям. Сейчас все очень хаотично и эмоционально: и крупные, и средние игроки пытаются найти оптимальный концепт. Это очевидно и на российском, и на западном рынках. Мы также находимся в поиске. Подчеркну, среди наших менеджеров, акционеров есть понимание, что эра неких единых форматов в ретейле по продаже электроники ушла. В ближайшие 5–10 лет мы увидим мультиформатность, которая предполагает подбор правильных площадей под особенности того или иного локального рынка, ТЦ. Мультиформатность связана с проникновением Интернета в наш сектор. 

 

Источник: Журнал "Молл"№111

Источник: mallgroup.ru