Алексей Немерюк: «В Москве должна быть разноформатная торговля»

Гармоничная урбанистическая политика в последние годы стала топовой темой профильных конференций. Тем не менее девелоперы ТЦ продолжают страдать «гигантоманией» и сосредоточивают усилия на самых конкурентных кластерах. В сегменте стрит-ретейла до сих пор возможно то, за что в Европе бизнесмены получают уголовные сроки. Почему так происходит, рассказал руководитель Департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк.

 

На какой стадии находится разработка концепции Тверской и Никольской улиц?  

Мы давно анализируем степень привлекательности пешеходных зон и улиц. Магнитом пешеходных зон является торговая либо ресторанная сеть, которая там присутствует. В нашей стране никто не задумывался о формировании определенного пула арендаторов той или иной зоны. У нас в этом смысле законодательство очень свободное – собственник помещения может назначать себе тот функционал, который захочет. Мы проанализировали, насколько комфортно для жителей города в той или иной пешеходной зоне размещаются предприятия торговли и общепита. На данный момент у нас нет ясного понимания, каким образом можно повлиять на формирование определенного пула арендаторов в пешеходных зонах.

Относительно законодательной стороны вопроса были высказаны различные предложения. Можно регулировать процесс при помощи кадастровой стоимости земельного участка, давая скидки. Можно было бы установить более жесткие градостроительные требования к функционалу, но улицы уже имеют определенную застройку и это возможно применить только к строящимся объектам. Есть возможность изменения функционала, но конкретного решения относительно механизма регулирования создания этих пространств, добровольного принуждения собственника к тому, чтобы он туда заводил определенный стрит-ретейл или стрит-фуд пока нет.

 

Минпромторг разрабатывает нормативы обеспеченности торговыми площадями в регионах, подчеркивая, как важно развивать различные форматы. Существуют ли подобные нормативы в Департаменте торговли и услуг применительно к округам Москвы?

Сегодня действует единый по городу норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, утвержденный на уровне 709 кв. м. на 1 тыс. жителей. В разрезе административных округов столицы такие нормативы отсутствуют. В конце 2014 года Минпромторгом была разработана «Стратегия развития торговли в РФ до 2020 г.», которая предусматривала введение дополнительных нормативов по форматам торговли. Министерство занимается разработкой методики расчета подобных нормативов. Москва эти нормативы превышает: фактический показатель обеспеченности торговыми площадями на 1 тыс. жителей в столице на 22,8% превышает норматив.

Если говорить о наиболее востребованных среди москвичей форматах, то это магазины формата шаговой доступности «у дома».

 

Вы проводите исследование, но на этом работа не заканчивается. Вы как-то влияете на ситуацию?

Мы выявляем проблемные зоны, понимаем, что там нужно больше предприятий торговли, общепита или бытового обслуживания. Далее совместно с Департаментом имущества прорабатываем все помещения, которые существуют или строятся. И потом выставляем их на аукцион не просто со свободным назначением, а под торговлю, общепит, либо предприятие бытового обслуживания.

 

Как вы оцениваете «гигантоманию» девелоперов? Городу нужен самый большой торговый центр в Европе?

Думаю, нужен. В столице должны быть представлены торговые центры разных форматов, различных концепций. Чем больше будет торговых площадей, тем ниже будут арендные ставки, тем больше будет возможностей у предпринимателей вести свой бизнес.

Город заинтересован в том, чтобы существовали не только моллы. Мы разыгрываем участки с соответствующим назначением, поддерживая развитие малоформатных ТЦ.

 

Как осуществляется программа размещения торговых площадей в подземных переходах?

Проект, который мы сделали с «Метро», оказался удачным (магазин «Фасоль»). Мы хотим и дальше его развивать. Заинтересованность проявили и другие сети. Мы находимся на стадии переговоров. Даже такие скептики, как «Метро», которые боялись идти в этот формат, пошли на эксперимент, и в итоге благодаря размещению магазина в переходе, он стал пропускать через себя в полтора раза больше посетителей.

 

 

Полную версию интервью Алексея Немерюка читайте в сентябрьском номере журнала «МОЛЛ». 

 

Источник: mallgroup.ru