Рестораторы требуют пересмотра валютных ставок аренды

15 декабря 2014 года Федерация рестораторов и отельеров (ФРиО) опубликовала на своем сайте «Меморандум Рестораторов России «О поддержке предприятий индустрии гостеприимства». Документ адресован Министерству промышленности и торговли РФ, которому предлагается выступить с рядом законодательных инициатив.
В частности, предлагается запретить номинировать арендные ставки на коммерческую недвижимость в иностранной валюте, либо каким-то другим способом привязать стоимость аренды к доллару. Не менее важно установить, что стандартный договор аренды должен заключаться не менее чем на десять лет. При этом основания для досрочного прекращения договора должны также устанавливаться законом и перечень таких оснований должен быть исчерпывающим.

Некоторые девелоперы склонны считать Меморандум «сотрясением воздуха», особенно предложение относительно государственного регулирования. Как известно, государство не желает вмешиваться даже там, где это необходимо (чего стоит приснопамятный закон о торговле и история его принятия).

«Я не верю в то, что срок договора и ставки могут регламентироваться законодательно, это не работает, — говорит Мария Смагина (Воронова), коммерческий директор MirLand Management Rus LLC. — При необходимости любую норму закона можно обойти».

Более того, один из собеседников МОЛЛа считает, что призыв к государству начать регулировать коммерческие взаимоотношения между арендодателем и арендатором — это игра на публику. Сами рестораторы так не считают.

Основания для беспокойства у ФРиО имеются. Падение потока покупателей рестораторы оценивают в, как минимум, 30%. Двукратный рост курса рубля к доллару вызвал новое потрясение.«Большинство предприятий общепита в торговых центра (полагаю, что и в стрит-ритейле тоже) сидят по стандартной схеме «фикс+оборот», — поясняет Мария Смагина. — И во многих договорах аренды фикс идет в валюте, чаще всего в долларах, соответственно выплаты в рублях увеличиваются по мере роста курса валюты. Многие девелоперы в настоящее время или перешли на договор, номинированный в рублях, или зафиксировали верхнюю планку курса доллара с тем, чтобы нивелировать валютные риски у своих арендаторов (во многих случаях приняв их на себя, особенно в случае валютных кредитов)».

Рестораторы в этом году находятся в постоянном поиске новых поставщиков, продуктов, вносят изменения в меню, но избежать поставок из-за границы не удается. Еще в октябре игроки констатировали усложнение ситуации в общественном питании. По рынку общепита ударили и санкции, и курс евро, потому что, как объяснила Анастасия Татулова, управляющий партнер сети семейных кофеен «АндерСон», в рамках одной из сессий на выставке «КомАр», продуктов нужного качества в России не так много, особенно для сетевого бизнеса.

«Мне кажется, сейчас уже почти все поняли, что арендодатель и арендатор сидят в одной лодке, и я вижу все больше и больше готовности арендодателей идти на уступки, — констатирует Мария Смагина. — Хоть до сих пор очень мало прозрачности в этом вопросе: многие арендодатели для разных арендаторов в рамках одного и того же объекта фиксируют разный курс. Это означает, что больше всех страдают наиболее успешные операторы, поскольку те, кто не может подстроить свой бизнес под меняющиеся условия, при угрозе образования вакансии получают большую скидку.

«Дыра» на фуд-корте – это больно, как и любая вакансия в торговом центре, но если проект успешный, то даже в настоящее время нет особых проблем ее заполнить. В низкоэффективные проекты сейчас идут очень неохотно, хотя там собственник становится более лояльным. Все новые договоры операторы подписывают или в рублях или с фиксацией курса минимум на 1-2 года.

Что касается обнародования ставок, то, во-первых, это незаконно, так как почти во всех договорах аренды стоит ответственность за разглашение условий договора, а во-вторых, бессмысленно — если оператор хочет присутствовать в определенном объекте, он все равно туда сядет, если договорится о деньгах».

Шесть лет назад рынок проходил подобную ситуацию, когда в начале ноября было обнародовано открытое письмо под эгидой Ассоциации предприятий индустрии моды «Fashion ритейл в условиях кризиса. Разработка пакета антикризисных мер по снижению издержек магазинов в торговых центрах». Тогда фэшн-операторам удалось договориться с арендодателями. Опыт предыдущих кризисов доказал, что выживаемость торговых центров зависит очень во многом от желания игроков идти на компромисс.

Источник: mallgroup.ru