За стеклом

Российские ритейлеры начали переходить на онлайн-кассы. У крупных сетевых игроков проблем при переходе на новую технику возникнуть не должно, а вот у малого бизнеса – могут, и серьёзные. Арендодатели же рассчитывают теперь получать более достоверные данные об оборотах своих арендаторов.

Активная фаза перехода на новый вид контрольно-кассовой техники (ККТ) уже началась. Новая ККТ с 1 февраля отправляет электронные версии чеков в Федеральную налоговую службу (ФНС) через операторов фискальных данных.

Однако кассовые аппараты старого образца пока не оказались вне закона. Работать с ними можно будет до 1 июля 2017 года (индивидуальным предпринимателям с патентной системой налогообложения – до 1 июля 2018 года), но зарегистрировать кассовый аппарат старого образца с 1 февраля уже нельзя, теперь возможна лишь регистрация онлайн-касс.

О необходимости оснащения своих торговых точек новыми онлайн-кассами ритейлеры были предупреждены ещё летом прошлого года. Все крупные сетевые ритейлеры, опрошенные журналом «Молл», подтвердили свою готовность к переходу на онлайн-кассы.

«Мы начали регистрацию новой контрольно-кассовой техники в декабре 2016 года. К 1 июля 2017 года все торговые точки компании будут переведены на онлайн-кассы», – рассказали в сети «Магнит».

Готовность к переходу на онлайн-кассы подтвердили и в «Глобус Гурмэ». Директор по ИТ сети Андрей Щекалев не ожидает каких-либо проблем при переходе на новую ККТ. «В России уже есть опробованный положительный опыт внедрения информационных систем в масштабе страны, поэтому я рассчитываю на успешный запуск», – сказал Щекалев.

Компания «М.Видео» принимала участие в пилотном проекте ФНС по применению онлайн-касс. «Рисков для качества сервиса мы не видим. Кроме того, после внедрения онлайн-касс покупатель будет надёжнее защищён от действий недобросовестных продавцов, так как получит возможность проверки чека в реальном времени», – отметили представители компании.

В сети «Адамас» предполагают, что для покупателей расчёты также станут более прозрачными. Например, клиенты магазина при желании смогут получать на свой мобильный телефон или e-mail электронную копию чека.

«Обувь России» также начала подготовку к онлайн-кассам в прошлом году. Представитель компании Наталья Паули отмечает отсутствие опыта эксплуатации нового контрольно-кассового оборудования. «Никто не знает, как оно будет себя вести, какие есть особенности. Кроме того, не все регионы нашей страны, особенно отдалённые, а также небольшие населённые пункты обеспечены качественными каналами связи. Понятно, что любой сбой в работе ККТ – это фактически остановка работы торговой точки, что приносит убытки. Первый год использования новых кассовых аппаратов позволит выявить все слабые места», – говорит Паули.

Активно ведут переход на онлайн-кассы и в «Cвязном». Ритейлер уже установил около 200 аппаратов нового образца в разных городах России.

Генеральный менеджер федеральной сети магазинов электроники «Позитроника» Сергей Крбашьян считает, что для крупного и среднего бизнеса переход на онлайн-кассы не станет проблемой. Малому бизнесу будет сложнее. «Им выживать сложнее, и какие-либо схемы обязательно будут, пока в обороте есть наличные деньги», – говорит Крбашьян.

Дорого и долго

Производители кассовых аппаратов и компании, занимающиеся их обслуживанием, не так оптимистичны. «Даже в таком городе, как Москва, переход на новые онлайн-кассы вызовет колоссальную нагрузку как на сам бизнес, так и на сотрудников поддержки (центров технического обслуживания). Есть большой дефицит онлайн-касс и фискальных накопителей. Цены меняются почти каждую неделю, причём в большую сторону, а в наличии практически ничего нет. Предстоит огромная работа по переходу на онлайн-кассы», – предупреждает технический директор «Аркус-Ц» Алексей Дронов (компания занимается продажей, ремонтом и техобслуживанием кассовых аппаратов).

Он считает, что переход на онлайн-кассы станет настоящим ударом для малого бизнеса. «Малый бизнес, который до этого пользовался автономными кассами, теперь должен приобретать онлайн-кассы, которые зачастую имеют платное программное обеспечение. Также им необходимо обеспечить торговое место выходом в интернет и настроить работу новой кассы, что весьма затруднительно без помощи специалистов. Уже сейчас многие предприниматели закрывают свою деятельность», – рассказывает Дронов.

По оценке замгендиректора «МаксиПост» (занимается курьерской доставкой для e-commerce) Алексея Прыгина, затраты на замену одного кассового аппарата составляют порядка 10 тысяч рублей. «Например, у нас порядка 300 таких аппаратов, и их замена обойдется нам в 3 миллиона рублей», – сказал Прыгин.

Директор департамента торговой недвижимости компании Praedium Егор Остапенко опасается задержек при расчёте покупателей в первое время. «При тестировании пилотного проекта задержка в передаче данных составляла 1,5 секунды, поэтому в первое время вероятны задержи при расчёте покупателей. Также не до конца решён вопрос безопасности: кто будет ответственен и какие меры будут приняты, если пострадает безопасность аппаратов, если данные будут передаваться не по назначению, возникнет вероятность мошенничества», – считает Остапенко.

Он также предупреждает, что у некоторых операторов могут возникать проблемы с конфиденциальностью передачи данных. Это связано с тем, что отсутствует единый оператор, который несёт ответственность за любые проблемы с передачей данных.

«Ритейлеры должны будут выполнять требования законодательства, поэтому перейдут они в срок, другой вопрос в том, будет ли эта система работать так, как задумано. По практике с ЕГАИС, уйдёт не меньше года на отладку», – говорит руководитель отдела исследований консалтинговой компании Cushman & Wakefield Денис Соколов.

Единственная польза в переходе на онлайн-кассы, по его мнению, заключается в организации оперативного доступа к обезличенным данным. «Тогда, например, можно было бы с уверенностью говорить о том, как влияет на торговлю реконструкция улиц, какой эффект оказывает развитие инфраструктуры, видеть как развивается город и эволюционирует потребительское поведение. Это позволило бы принимать гораздо более эффективные градостроительные решения и разрабатывать социальные программы», – рассуждает Соколов.

Выручка в режиме онлайн

Ритейлеры не будут обязаны открывать свои доходы собственникам помещений после перехода на онлайн-кассы, говорит Егор Остапенко. Исключением может стать ситуация, когда арендная плата рассчитывается как процент с оборота, но по такой схеме собственники помещений работают только с крупными максимально прозрачными игроками, понимая свои риски.

Крупные сети, в свою очередь, рассказали журналу «Молл», что уже давно предоставляют свои данные о выручке арендодателям.

«На тех объектах, где арендная плата несоизмеримо высока по сравнению с выручкой, мы уже предоставляем такие данные, используя их в переговорах с арендодателями», – рассказал директор департамента развития бизнеса компании «Адамас» Дмитрий Досько.

Свою готовность делиться выручкой с арендодателями подтвердили и в «Глобус Гурмэ». «Нам никто не запрещает делиться данными о выручке со всеми заинтересованными лицами. Более того, мы так и делаем в большинстве случаев, так как рассматриваем арендодателей в качестве стратегических партнёров», – утверждает Андрей Щекалев.

Делиться данными о выручке готовы и в «Позитронике». «В отдельных случаях мы делаем это уже сейчас», – говорит Крбашьян.

Собственники торговых помещений также были бы не против получать данные арендаторов. Так, по словам директора по маркетингу Malltech Кирилла Степанова, это помогло бы собственникам видеть потенциальные угрозы в деятельности арендатора и, соответственно, оперативно принимать меры по их минимизации. «Эта информация также помогает с высокой степенью точности прогнозировать оборот арендаторов и, кроме того, анализировать трафик и управлять им в интересах операторов. Такие показатели, как товарооборот, комплексность чека и конверсия также учитываются нами при разработке маркетинговой политики ТРЦ. В целом же данные о выручке арендаторов позволят составить более полный портрет посетителя торгово-развлекательного центра», – говорит Степанов.

Получать данные о выручке арендаторов было бы интересно и в «ТПС Недвижимость». «На данный момент по каждому нашему ТРЦ мы получаем данные от арендаторов в виде отчётов по товарообороту. При этом сама форма отчёта является приложением к нашему договору с арендатором. Без неё договор просто не заключается. В целом есть несколько моделей взаимоотношений между арендатором и арендодателем. Самая правильная из них – это расчёт платежа исходя из прогнозируемого товарооборота и приемлемой для арендатора арендной нагрузки», – рассказали журналу «Молл» представители компании.

Исполнительный директор департамента торговой недвижимости Colliers International Дина Постоленко добавляет, что программа по контролю продаж уже используется многими российскими торговыми центрами, в частности в Москве и в Санкт-Петербурге. Арендаторы знакомы с подобной услугой и давно ею пользуются. «В кризис такая услуга позволила многим арендодателям сохранить арендаторов, когда была введена арендная ставка в проценте от товарооборота. Соответственно, для многих ритейлеров такая инициатива со стороны государства не будет чем-то новым», – говорит Постоленко.

Впрочем, проблемы всё же будут. «К примеру, есть небольшой магазин или сеть небольших магазинов. Часть их доходов чёрная, часть – белая. С внедрением онлайн-касс им придется “открыться” и, соответственно, налоговое бремя увеличится. При такой ситуации магазины могут инициировать переговоры о снижении арендной ставки либо просто поднимут цены для покупателей», – считает Егор Остапенко.

Текст: Вера Козубова

Источник: mallgroup.ru
Опрос

Какую концепцию размещения арендаторов в торговом центре вы считаете более успешной?

Голосовать