В России не так много ТРЦ, которые можно назвать единственными в своем роде. ТРЦ
Европейский» предпринимателей Года Нисанова и Зараха Илиева, безусловно, входит в данный пул. Это пример весьма специфического продукта и сугубо индивидуального подхода к девелопменту и управлению.
Напомним, что у нас появилась рубрика, посвященная репортажам о московских торговых центрах. Редакция журнала «МОЛЛ» посещает ТЦ, изучает и оценивает по 10-балльной шкале по нескольким параметрам. Первым объектом стал " Райкин Плаза". Итак, продолжаем...
«Европейский» сложен в оценке. Если подходить к проекту консервативно, оценивать соотношение GBA/GLA, ИП и сетевых арендаторов, планировку, освещение и др.,то по ряду параметров он вряд ли удостоится высоких оценок. И тем не менее «Европейский» — мегауспешный проект с заоблачными ставками аренды, длинным листом ожидания и внушительным трафиком посетителей. Такую «вилку» принято объяснять выгодной локацией объекта — одной из лучших в Москве. С этим не поспоришь, но не стоит сбрасывать со счетов и рациональный подход собственника.
Локация, транспортная доступность
10 |10
«Европейский» расположен по адресу: площадь Киевского вокзала, дом 2, в треугольнике, образуемом Большой
Дорогомиловской улицей, площадью Киевского вокзала и 2-м Брянским переулком. Совсем рядом три ст. метро «Киевская»— Кольцевой, Арбатско-Покровской и Филевской линий; до Садового кольца всего 1 км.
На сайте ТРЦ ежемесячно размещаются данные о трафике. Можно верить, можно нет, в сентябре года в молле побывали 3 млн 677 тыс. посетителей. Участники рынка оценивают трафик комплекса в будни в 70 тыс. человек в сутки, в выходной день в 140-150 тыс. Мы посетили «Европейский» в понедельник, пробыв в нем с 11 до 17 часов. Количество людей на первом, втором этажах и в зоне фуд-корта действительно впечатляет.
Паркинг
08|10
ТРЦ оснащен редким для московского рынка паркингом под крышей. Основная парковка для посетителей расположена на 5-м и 6-м этажах здания. Заезд осуществляется со стороны 2-го Брянского переулка. «Европейский» стоит на правой стороне дороги по пути в центр города. Если вы двигаетесь из центра, то для заезда на паркинг придется совершить левый поворот с Большой Дорогомиловской улицы на 2-й Брянский, не миновав пробки.
Емкость парковки—1200 автомобилей, что с учетом наличия метро (у метро парковочный коэффициент пониженный) является нормальным показателем. Как рассказал сотрудник охраны ТРЦ, при полной загрузке 5-го
и 6-го этажей администрация открывает парковку на 1-м (техническом) этаже, а также разрешает оставлять машины на небольшой автостоянке 7-го этажа. Стоимость парковки гуманная:
Архитектура, фасад, входные группы
08|10
Автором ансамбля площади Европы, в частности ТРЦ «Европейский», является известный архитектор Юрий Платонов. Над дизайн-проектом трудился не менее известный Зураб Церетели.
Треугольное здание имеет 9 уровней (2 подземных и 7 наземных), выполнено из вентилируемых фасадов из натурального камня, алюминия и стекла. Есть и ряд характерных примет: стеклянные полукруглые витрины-козырьки на уровне второго этажа, башня из стекла и металла на углу 2-го Брянского и Киевской улицы. Между козырьками размещены конструкции в виде П-образных арок, используемые под рекламные растяжки. Местами (особенно это заметно со стороны Б. Дорогомиловской улицы, идущей под наклоном), колонны арок не достают до тротуара—парят в воздухе на разной высоте. Еще один предмет для дискуссий—спускающиеся с крыши на стержнях металлические шары, в которых можно сфотографировать свое отражение.
Характерная черта «Европейского» — обилие вывесок и рекламных щитов
Следует отметить, что архитектура ТРЦ сама по себе интересна, хотя и резонирует с классикой Киевского вокзала, «сталинскими» домами Кутузовского проспекта и Дорогомиловской улицей.
В «Европейском»—внимание! — девять входных групп, в частности три отдельных входа в галерею рте(:-а- ропет со стороны Большой Дорогомиловской. Остальные подъезды ведут к атриумам ТРЦ. Кроме того, в ТРЦ расположен выход со ст. м. «Киевская» Арбатско-Покровской линии. Какая из групп главная для данного объекта—скорее всего вопрос не принципиальный.
Планировки
06|10
«Европейский» славится сложными планировочными решениями, пожалуй, самой вариативной схемой движения посетителей по ТРЦ.
В молле пять атриумов, основной из которых—«Москва», центр «Европейского». От него лучами расходятся коридоры к атриумам «Париж», «Рим», «Лондон» и «Берлин». На 1, 2 и 3-м этажах движение сложное, но организовано по единому, вполне доступному пониманию принципу. Поднявшись на 4-й этаж или спустившись на 0-й, придется адаптироваться к другим схемами маршрута. Вертикальные связи организованы за счет четырех групп парных эскалаторов «вверх-вниз» и четырех групп лифтов. Эскалаторы и лестницы предусмотрены и в галерее pret-a-orter.
Атмосфера, интерьер
06|10
Дизайн пяти атриумов выполнен с намеками на архитектурные стили столиц Европы (барельефы на колоннах в «Риме», красная будка в «Лодо- не» и др). В центре самого крупного из них—«Москвы» расположены часы-фонтан с римским циферблатом и буквой «е» в звездочках, а также ла- унж-кафе «Москва». Атриум обрамлен группой из восьми лифтов и крестообразным сплетением эскалаторов. Стены отделаны черными лакированными панелями, эскалаторы подсвечиваются синим светом, а панорамные лифты сверкают золотом.
В целом все выглядит торжественно и несколько мистически, но не совсем по-московски.
Атмосфера ТРЦ явно нацелена на то, чтобы «крутить» трафик по принципу «купил-ушел», а не мотивировать посетителей вальяжно прогуливаться по общим зонам, создавая пробки. Посетителю приходится лавировать между многочисленными малыми архитектурными формами и рекламными конструкциями, атриумы окружены киосками с шапками, сапогами, стойками для маникюра и пр. Убранство на всех этажах одинаковое: клони- ровованные искусственные деревья, скамейки без спинок.
Навигация
07|10
В ТРЦ бесчисленное множество стоек со схемами этажей и интерактивных навигаторов, однако они тонут в океане киосков и рекламных конструкций. Таблички, подвешенные под потолками, указывают на расположение атриумов и туалетов; на панелях возле лифтов перечислены только ассортиментные группы товаров; над проходами в туалеты размещены таблички с логотипами магазинов; на колоннах в галереях рекламируются в основном детские бренды и арендаторы галереиpret-a-orter.
Тенант-микс
10 |10
На 0-й этаж спущены якорные операторы в лице супермаркета «Перекресток», магазина БТиЭ «Белый ветер Цифровой», товаров для дома «Евродом». Основу ассортимента составляют товары для интерьера, кухни, текстиль для спальни, в частности CookHouse, Gipfel, Togas, «Бельпо- стель». Данные операторы разбавлены многочисленными малоформатными торговыми точками.
На 1-м уровне создан микс из обувных операторов и «ювелирки». Обувь и сумки представлены в Baldinini, Carlo Pazolini, Longchamp, Rendez-vous, Fabi, Chester, Domani и др.; ювелирные изделия и часы—«Адамант», МЮЗ, Oxette, Pandora, «Эпл Даймонд», «Якутские бриллианты» и т. д. Кроме того, на этаже в изобилии товары для красоты и здоровья, меха, салоны связи, подарки и пр.
Бренды группы Inditex «сидят» этажом выше. Второй уровень отдан под крупные универмаги, такие как Marks&Spencer, Gap, River Island, Top Shop/Top Man, Vassa, Mexx, Next и бутики женской одежды—Karen Millen, Marella, Stefanel, Bebe, Catherine Leman, Gizia, Mango, Promod и др.
Здесь свыше десятка магазинов с бельем, а также обувь и бижутерия.
На третьем уровне пространство между атриумами «Рим» и «Берлин» занимают спортивные бренды - огромный Adidas, Adidas Originals, Reebok, Nike, Puma, Bosco, New Balance, Umbro и др. Акцент сделан на мужские бутики, в числе которых— Cacharel, Meucci, Henderson, Chevignon, Camel Active.
Здесь можно найти American Eagle Outfitters, Banana Republic, а также DKNY Jeans, Lacoste, Replay, Tommy Hilfiger, U.S. Polo Assn, Korpo, Timberland, Charuel, Gerry Weber, Castello.
Бренды детской одежды и игрушек отзонированы на 4-м этаже. Именно здесь открылись флагманы магазинов британских сетей Hamley»s и Mamas & Papas, а также Kanz, Mothercare, Adidas, Kids, ELC, Lego и многие другие.
Развлекательная составляющая ТРЦ включает расположенный на 3-м и 4-м этажах кинотеатр «Формула Кино Европа», поднятые на 7-й уровень парк развлечений «Космик» с катком, Amstel — pup & боулинг, ресторан-караоке и клуб Isterica, кафе с настольными играми Play Room, ресторан-клуб с площадкой для ивентов Face и др.британских сетей Hamley»s и Mamas & Papas, а также Kanz, Mothercare, Adidas Kids, ELC, Lego и многие другие.
Развлекательная составляющая ТРЦ включает расположенный на 3 и 4 этаже кинотеатр «Формула Кино Европа», поднятые на 7 уровень парк развлечений «Космик» с катком, Amstel—pup & боулинг, ресторан караоке клуб Isterica, кафе с настольными играми Play Room, ресторан-клуб с площадкой для ивентов Face и др.
Общепит
09|10
Выбор операторов общепита огромен. На 4-м этаже расположен фуд-корт, где работают порядка 25 операторов, в частности Burger King, Quick Burger,
Cinnabon, Subway, Yamkee, «Грабли», «Картоха», Sbarro. Одним словом, практически все известные сети, за исключением самой известной — McDonald»s. В скором времени планируется открытие LikeX — нового собственного бренда «Г.М. Р. Планета Гостеприимства».
На всех уровнях ТРЦ — широкий выбор кафе и ресторанов. УК потрудилась вписать кофейню Espressamente illy даже под эскалатор атриума «Рим» на 0-м уровне молла.
Наш день в «Европейском» начался с квеста «купи кофе с собой». К сожалению, в центральном кафе «Москва» уже в 11 утра «закончились стаканы», а в расположенном по соседству итальянском «Чентрале» стаканы были, но без крышечек для них. После долгого кружения по ТРЦ мы решили отдохнуть в «Академии». Обычно в заведениях Semifreddo Group с хорошей кухней и внушительным средним чеком, расположенных на стрите, тихо и одиноко. Однако в «Европейском» в часы бизнес-ланча ресторан был заполнен сотрудниками ближайших офисов.
Оценки:
локация, транспортная доступность 10
паркинг 8
архитектура, фасад, входные группы 8
планировки 6
интерьер, атмосфера 6
навигация 7
тенант-микс 10
общепит 9
Статью представила редакция журнала «Молл» специально для портала Mallgroup.ru.
При перепечатке гиперссылка на портал обязательна!