С одежного рынка уйдет 40% игроков

О стратегии ведения бизнеса в «турбулентных» условиях рассказывает вице-президент корпорации Sela Эдуард Остроброд.

Эдуард, в чем для Вас выразился экономический кризис?

Кризис для ретейлеров выразился, прежде всего, в снижении финансовых возможностей покупателей. Если раньше человек мог отложить 30% от дохода, которые он тратил на одежду, отдых и другие покупки, то сейчас у людей практически не осталось свободных денег. Особенно ярко мы видим это во время распродаж: до кризиса эластичность спроса по цене вырастала на 30-40%, а сейчас спрос увеличивается в 2-3 раза. То есть количество желающих купить остается большим, людям реально нужна одежда, но они не могут себе позволить купить ее без скидки. 

Как на эту ситуацию отреагирует ретейл?

Ситуация вынуждает всех продавцов либо идти ва-банк в надежде выкарабкаться, либо - на время все же уходить с рынка. С точки зрения мелкого бизнеса, логичнее вытащить деньги из дела, чтобы переждать 1-2 года, пока все успокоится, а потом начать все заново. Сейчас можно вообще положить деньги в банк под 20% и переждать до лучших времен. Крупные же сети, у которых есть запас ресурсов, могут перетерпеть «турбулентность» и, пользуясь моментом, занять более выгодные торговые площадки, завоевать сердца новых покупателей. И задача оставшихся на рынке сетей - холить и лелеять покупателей, чтобы, когда кризис закончится, они продолжали сохранять лояльность к торговой марке.

Могут ли ретейлеры обойтись без кредитования?

Это зависит от принципов ведения бизнеса. Мы, например, почти не пользуемся заемными средствами и лишь иногда берем небольшие краткосрочные займы – на три месяца, в среднем по 200 млн. руб. Sela – это семейный бизнес с весьма консервативной политикой: мы предпочитаем развиваться медленнее, но надежнее, оставляя оборотный капитал на непредвиденный случай.

Как можно снизить зависимость от кредитов?

- Сократить расходы: договориться о льготных условиях аренды и сократить штат. Также важно вовремя перераспределить структуру товара. Если раньше на куртках использовался большой слой меха на капюшоне, то на новой коллекции у части изделий меха просто не будет. То есть люди будут покупать куртку без меха по той цене, по которой раньше можно было купить с мехом.

Считается, что сегмент одежды «средний минус», в котором себя позиционирует Sela, меньше остальных подвержен влиянию кризиса. Вы с этим согласны?

Безусловно, у нас сейчас более выигрышное положение. В кризис больше остальных страдает сегмент «средний плюс»: он традиционно самый уязвимый, так как в любой сложной ситуации люди быстро уходят из него в «средний» и «средний минус».

Что Вы планируете предпринять, чтобы продолжать активно развиваться с 2015 году?

Мы останемся верными своим принципам и будем продолжать развитие в консервативном стиле. Если в 2014 году мы открыли 11 собственных магазинов и 12 партнерских - в Москве и регионах, то в 2015-м планируем открыть еще 10 собственных и 10 франчайзинговых. В первую очередь, нам интересны города-миллионники.

Насколько приемлемо для Sela открываться в малозаполненных ТЦ?

У нас есть минимальные условия: трафик мимо магазина должен быть от 800 человек в день, в идеале - 1,5-2 тыс. человек. Поэтому, если это малозаполненный небольшой районный торговый центр, в котором есть продуктовый, аптека, магазин электроники и один магазин одежды, он нам подходит. Если же это большой ТЦ, и он полупустой, мы не будем в него заходить даже бесплатно.

Если с ТЦ удалось договориться о льготных условиях аренды, как обстоят дела с поставщиками?

По части товара они немного снизили цену - на 5-15%, где-то попросили отсрочку платежа - на 60-90 дней. Так что в Sela новая коллекция будет приходить в полном объеме и регулярно - каждый квартал. Просто ценовое соотношение товаров в ней отчасти изменится: если раньше мы заказывали дешевую, среднюю и дорогую коллекцию в пропорциях 30-30-30, то теперь это будет примерно 40-40-20.

Какой прогноз по динамике цен на одежду Вы можете дать на 2015 год?

Цены почти всегда повышаются постепенно, чтобы не шокировать покупателя. В конечном итоге, они вырастут пропорционально курсу доллара.

Источник: mallgroup.ru