Особая свежесть

С недавних пор в торговых центрах стали появляться фреш-маркеты, или рынки свежих гастрономических продуктов от производителей. Насколько этот формат жизнеспособен, как будет развиваться в ТЦ в нынешних экономических условиях?

Вместе мысила

Самый известный рынок Москвы – Даниловский, преобразившийся за последние годы, традиционен: предоставляет арендаторам площадку для реализации сельхоз и фермерских продуктов. По словам генерального директора рынка «Даниловский» Максима Попова, идея реализовать формат фреш-маркета как филиала Даниловского рынка была, но пока решений нет. Сама возможность объединить ТЦ и рынок, считает Максим Попов, перспективна, так как интеграция рынка в торговый центр даст синергический эффект. Самое важное, на что следует обращать внимание при организации фреш-маркета, по мнению Максима Попова, – это создание ветеринарной лаборатория.

Один из первых фреш-маркетов, ставший частью торгового центра, был открыт пять лет назад в московском универмаге «Цветной». Сегодня гастрономическая зона универмага сочетает в себе фрешмаркет с сезонной сельскохозяйственной продукцией и товарами фермерских хозяйств, продуктовые ряды и кафе. В «Цветном» зона кафе и фуд-кортов встроена в пространство фрешмаркета и не имеет четких границ.

«Укрепление тренда открытия гастрономических зон станет стимулом для появления профессиональных игроков в данном сегменте. Для девелоперов затраты на привлечение таких  арендаторов будут сопоставимы с затратами на привлечение продуктового оператора и на подведение специальных коммуникаций к зонам общественного питания», – считает Анна Никандрова, региональный директор департамента торговой недвижимости Colliers International Россия.

 

Мега–планы

В июне этого года IKEA Shopping Centres Russia и кооператив LavkaLavka объявили о совместном проекте – «Мега Ферма LavkaLavka» в «Мега Икеа Химки». 

Площадь проекта составит 1000 м2: 750 м2 – торговое пространство для порядка 70 торговых мест, 330 м2 – склад и ветеринарная лаборатория. «Мега» организует пространство для фермерского рынка, техническое оборудование предоставит LavkaLavka. Стоимость проекта около 60 млн руб. Цель – создание нового центра притяжения большего количества посетителей.

Фермерские продукты имеют стоимость выше рыночной, но возможно, предполагаемое LavkaLavka снижение цен от производителей повлияет на большую доступность потребителям фермерских товаров. Продавать продукцию станут фермеры или их представители, что позволит снизить цены на товары.

 

На бойком месте

Заинтересованность производителей во всех возможных вариантах выхода к потребителю очевидна.

Дмитрий Леонов, заместитель председателя правления ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» отмечает: «За последнее десятилетие количество рынков, с которыми могли работать мелкотоварные производители сельхоз товаров и продуктов питания, сократилось в несколько раз. Развитие подобных проектов будет интересно производителям».

Некоторые производители уже используют площади ТЦ, чтобы разместить свои отдельные выделенные торговые точки. Они заявляют о своей продукции как свежей, местной и натуральной, готовы подтвердить это документами. Покупатель хорошо реагирует на слова «эко» и готов доверять подобным производителям.

По мнению аналитиков количество поставщиков интересных покупателям и организаторам будет увеличиваться в связи с санкциями на ввоз продуктов и с развитием самого тренда.

 

Еда как повод

Проблемный вопрос «Как превратить посетителя в покупателя?» принято решать либо максимальным выбором, либо инновациями.

По мнению Тимура Текаева, руководителя отдела развития ГК «Глобал» и проекта ТЦ «Тиара», гастрономические продуктовые зоны и зоны общественного питания – сочетающиеся форматы, хотя организация фреш–маркета или эко–базара силами девелопера обойдется гораздо дороже, чем сдача площадки в аренду сетевому оператору.

«Гастрономические зоны и фреш–маркеты получат распространение в ТЦ с оригинальной концепцией в районах с высоким платежеспособным спросом. Хотя они вряд ли смогут потеснить классические фуд–корты. При организации ресторанных зон в торговых центрах используется консервативный подход, чтобы не спровоцировать снижение трафика. В текущих условиях владельцы недвижимости не расположены к экспериментам и отдают предпочтение стандартным планировкам и крупным игрокам», – прогнозирует Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик ИХ «Финам».

Эксперты компании «РосЕвроДевелопмент» также считают, что гастрономические зоны и фреш-маркеты необходимо рассматривать как отдельный структурный элемент тенант–микса.

Как вариант следования тренду и способ привлечения покупателей девелоперам можно рассматривать сезонные фестивали еды и продуктов питания. Временные мероприятия не такие затратные для бюджета, как крупные проекты, при этом они положительно влияют на трафик и лояльность покупателей.

Фреш–маркеты только стартуют на пути к потребителю. Формы их реализации понятны, остается только подождать развития покупательского интереса и спроса и готовности девелоперов к новым форматам.

 

Полную версию статьи читайте в октябрьском номере журнала «МОЛЛ» http://mag.mallgroup.ru/ 

Источник: mallgroup.ru