Малая земля

В Московской области за 2014–2015 годы было построено более 1100 тыс. кв. м торговых и торгово-развлекательных центров, перечисляет заместитетль председателя правительства региона Герман Елянюшкин, более половины из них введено в эксплуатацию в прошлом году. Самый популярный областной формат — гипермаркеты. В 2015 году в регионе появились гипермаркет «Леруа Мерлен», два торговых центра «Лента» и гипермаркет «Глобус».

За первые шесть месяцев 2016 года было построено более 281 тыс. кв. м объектов ритейла. Это пять торгово-развлекательных комплексов общей площадью более 143 тыс. кв. м, 34 торговых центра (58,8 тыс. кв. м), 62 магазина (46,2 тыс. кв. м) и четыре торгово-складских объекта (32,7 тыс. кв. м).

Планы

Журнал «Молл» опросил крупные торговые сети и экспертов рынка и узнал о дальнейших планах экспансии в Московскую область:

«”Ашан” планирует открытия в Московской области, но мы пока не готовы назвать конкретные даты по городам», — заявила «Моллу» директор по внешним коммуникациям «Ашан Ритейл Россия» Мария Курносова. Генеральный директор IKEA Centres Russia Армин Микаэли также не спешит обнародовать точное расписание, но уже не раз упоминал, что в 2018 году IKEA и ТЦ «Мега» появятся в Мытищах. В целом по России компания собирается инвестировать в развитие и модернизацию сети своих торговых центров по меньшей мере $2,1 млрд.

У сети гипермаркетов «Глобус» из 11 магазинов пять расположены в Московской области, отмечает пресс-секретарь «Глобуса» Мария Зинина. Гипермаркеты работают в Королёве, Щёлково, Электростали, Пушкино и Подольске. «Территории, на которых мы располагаемся, полностью принадлежат нам, — уточняет Зинина. Открытие ещё одного гипермаркета “Глобус” запланировано до конца этого года в Одинцово».

Отдельные сделки крупных ритейлеров позволяют наблюдать некоторую активность на рынке подмосковной земли, замечает партнёр Colliers International в России Станислав Бибик. Так, например, в начале года «Ашан» приобрёл участок площадью порядка 12 га в Домодедово под строительство собственного ритейл-парка, а «Леруа Мерлен» купил у «Независимости» участок площадью 11 га на Киевском шоссе под строительство гипермаркета.

«Перекрёсток» верит в рост рынка ритейла в Подмосковье и делает прогноз на рост: у него около 82 магазинов в области, и компания в данный момент проводит реконструкцию своей сети, обновляет оборудование, перестраивает внутреннее пространство магазинов, меняет внешнее оформление, замечает аналитик ИК «Алор» Кирилл Яковенко

Но иностранные ритейлеры, например немецкие, с осторожностью смотрят на подмосковный рынок, и если до кризиса было много сообщений о готовящемся выходе, то за последние два года ни одной новой иностранной сети гипермаркетов здесь не появилось, отмечает Яковенко.

Плюсы и минусы выхода на рынок именно сейчас

С учётом снижения курса рубля, цены на земельные участки в последние пару лет стали более привлекательными для зарубежных компаний, которые зачастую тратят на развитие средства в иностранной валюте, замечает Бибик. С этой точки зрения покупка участков сейчас — вполне оправданный шаг.

Разумеется, экономика реализуемых торговых проектов тоже рублёвая, то есть доходность таких инвестиций в валюте окажется ниже, чем в рублях, подчёркивают эксперты. Заметные преимущества инвестиций компании ощутят только с восстановлением российской экономики и укреплением курса рубля, то есть сейчас удачное время для увеличения доли рынка ритейлерами, нацеленными на долгосрочное присутствие и развитие в России.

Изменения в законе о торговле изменят саму экономическую модель взаимодействия ритейлеров и поставщиков. Это ускорит уход с рынка Подмосковья небольших ритейлеров, говорит управляющий партнёр компании M9 Development Максим Морозов. Снижение ретробонусов и сокращение срока поставки товаров просто сделает небольших продавцов и аналогичные сети неконкурентоспособными. Но порог доминирования, установленный ФАС в 25%, сильно ограничивает планы и возможности по развитию таких сетей, как «Дикси», «Магнит» и брендов X5 Retail Group «Пятёрочка» и «Перекрёсток» — они просто могут «перешагнуть» эту планку при снижении общего оборота в муниципалитете. А случаются такие ситуации сейчас не так уж редко, учитывая привлекательность рынка и открытие новых точек, в том числе крупных гипермаркетов.

Яковенко — сторонник консервативного прогноза развития сетей: покупательная способность рубля сильно упала, а безработица добавляет пессимизма потенциальным клиентам, которые начинают экономить уже и на продуктах питания.

Как активность ритейлеров повлияет на цены

Строительство гипермаркета одной из торговых сетей может вызвать рост цен на соседние участки, так как такие гипермаркеты — сильные якоря, генерирующие трафик. При этом, в отличие от Москвы, в Московской области ещё достаточно много свободных участков, в том числе на основных магистралях, и торговым операторам есть из чего выбрать.

Живых денег на приобретение участков на рынке мало, и большинство девелоперов торговых центров сейчас не готовы платить за землю, замечает Станислав Бибик. Но они нашли выход и предлагают владельцам земли долю в будущем проекте в счёт оплаты. Таким образом, если экономическая ситуация не изменится существенно, активность ритейлеров на рынке земли, скорее всего, сохранится и компании продолжат следовать своей стратегии развития.

 

Текст: Екатерина Пахомова

Источник: mallgroup.ru
Опрос

Какую концепцию размещения арендаторов в торговом центре вы считаете более успешной?

Голосовать