И настроение наше – улучшилось

По итогам первой половины 2016 года «индекс директора по развитию» составил 6,2 балла из 10. Такой результат получила компания «Магазин Магазинов», проведя собственное ежегодное аналитическое исследование, посвящённое настроениям среди ритейлеров.

Что означает данный индекс?

Индекс формируется на основе опроса директоров по развитию более чем сотни крупнейших розничных сетей. Он отражает отношение ритейлеров к текущей ситуации на рынке и оценку перспектив развития в будущем. Проще говоря, индекс даёт нам понимание того, в каком настроении сейчас находятся ритейлеры страны.

По итогам опроса мы получаем показатель, который складывается из уровня активности респондентов за прошлый квартал, оценок результатов собственной деятельности и количества оптимистичных прогнозов при формировании стратегии на ближайшее будущее.

Среди основных тенденций можно выделить следующие:

  • Розница смирилась с переходом населения на избирательно-сберегательную модель поведения и подстроилась под своих потребителей.
  • Население, в свою очередь, адаптировалось к новым предложениям ритейлеров.
  • Преимущество в сложившейся ситуации получили ритейлеры, продающие продукты питания, от потребления которых население не может отказаться.

Динамика изменения настроений ритейлеров за полгода

 

Торговый профиль

Количество магазинов, охваченных исследованием

Значение отраслевого индекса,
H1 2016

Изменение настроений

Значение отраслевого индекса,
Q4 2015 –
Q1 2016

Спортивные товары

120

7,3

▲+2,5

4,8

БТиЭ

467

7,3

▲+3,5

3,8

Кино и развлечения

52

7,2

▲+1,7

5,5

Товары для дома, хобби

204

6,9

▲+2,0

4,9

Товары для детей

555

6,6

▲+1,2

5,4

Обувь

598

6,3

▲+0,3

6,0

Продукты питания

980

6,1

=

6,1

Аптека/оптика

435

5,9

▼-0,4

6,3

Рестораны и кафе

1244

5,9

▲+0,1

5,8

Одежда

3271

5,9

▲+0,7

5,2

Парфюмерия и косметика

570

5,8

▼-0,1

5,9

Услуги

9187

5,5

=

5,5

Аксессуары

359

4,7

▲+0,9

3,8

 

Каково же настроение ритейлеров?

Рост продаж в рублях зафиксирован в 8 из 13 исследуемых торговых профилях. При этом в 4 сегментах («Одежда», «Обувь», «Спортивные товары» и «Товары для детей») рост цен компенсировал снижение спроса.

Наихудшая ситуация сейчас возникла в таких сегментах как «Рестораны и кафе», «Товары для дома» и «Товары медицинского назначения»: падение спроса настолько ощутимо, что оно не было компенсировано даже ростом цен. Результат – падение выручки в рублях на фоне роста цен. Значительное сокращение спроса также наблюдалось в сегментах «Аптека/оптика» и «Рестораны и кафе» (по -20% LFL). «Выросли» по спросу спортивные товары и одежда (по +9% LFL).

Динамика открытия торговых точек участников исследования

по основным торговым профилям.

Торговый профиль

Количество открытых магазинов

Количество магазинов, планировавшихся к открытию

Количество закрытых магазинов

Спортивные товары

8

8

1

БТиЭ

19

19

7

Кино и развлечения

2

5

0

Товары для дома, хобби

29

29

10

Товары для детей*

10

28

2

Обувь

50

46

19

Продукты питания

143

220

36

Аптека/оптика

109

159

0

Рестораны и кафе

104

132

13

Одежда

147

151

99

Парфюмерия и косметика*

44

38

5

Услуги

631

688

141

Аксессуары

16

35

31

 

 

В целом мнения ритейлеров разделились. 45% из них ожидают во II полугодии 2016 года изменений в лучшую сторону, 45% – в худшую, а 10% считают, что ситуация не изменится.

При этом, по нашим наблюдениям, активность в открытии новых магазинов сохраняется. Всего сетями было открыто 1515 торговых точек (при этом планировалось открыть на 20% больше), закрыто 384 точки.

Текст: Андрей Васюткин, руководитель отдела консалтинга и исследований компании «Магазин Магазинов»
Источник: mallgroup.ru