Европейские бренды выходят на российский рынок

Об ожиданиях девелоперов, выходе новых брендов и возможных изменениях формата рассказывает Марина Малахатько, директор по развитию бизнеса департамента торговых площадей компании Jones Lang LaSalle.

 

Выход middle-up

На российский рынок планирует выйти целый ряд европейских брендов сегмента middle-up, например, Armani Exchange, некоторые другие (Marella, Max & Co) активизируют развитие.

Сегмент «средний плюс» сегодня очень востребован девелоперами. Успех Michael Kors, Massimo Dutti, Karen Millen, Gerard Darel породил у игроков рынка сильное желание иметь в ТЦ галереи middle-up, по крайней мере, в городах-лидерах. В первую очередь, это Санкт-Петербург (ТРЦ «Галерея»), Новосибирск («Мега»), Екатеринбург («Гринвич», «Пассаж»).

И к счастью для девелоперов, это горячее желание нашло отклик у марок данного сегмента. Естественно, активно открываться готовы в первую очередь те марки, которые уже не первый год представлены в России. Еще один интересный тренд ― в ближайший год ожидается выход азиатского общепита: японских, индонезийских и китайских сетей. Также мы увидим новых операторов американского фаст-фуда, что, впрочем, стало уже привычным явлением.

Чего мы не увидим, так это больших премьер в сегменте масс-маркет. Демократичные операторы выходили и будут выходить, но факт в том, что практически все легендарные бренды в России уже представлены. Из европейских брендов на подходе молодежная марка Pimkie. Раньше они работали в крупном формате, а сейчас сократили площади европейских точек. По нашим данным, в Москве ретейлер готовится открыть магазин размером в 125 м².

Демократичный сегмент будет пополняться за счет аксессуаров, сумок, обуви и пр. Например, напрямую выйдет турецкий бренд белья и колготок Penti (ранее марка работала в России по франшизе и ушла). Совсем скоро откроются обувные магазины Deichmann ― перспективный немецкий бренд, сильный конкурент Centro, Kari и других операторов.

Очень ждем американский масс-маркет, но пока ситуация необнадеживающая. Так, Hollister пересмотрела планы на Россию и пока решила сосредоточиться на Мексике. В последний год компания активно рассматривала возможности работы на нашем рынке, но в итоге перенесла вероятный выход на 2016 год.

Польские бренды по-прежнему смотрят на наш рынок, но решительных действий не предпринимают. Японский Uniqlo использует в России выжидательную стратегию.

Также с большим успехом в небольших региональных городах мог бы работать Kiabi.

Подчеркну, что в связи с нестабильной экономической ситуацией бренды вполне могут пересмотреть видение России как одной из топ-5 стран, в которую они непременно должны выйти.

 

 Ждем department stores

Самыми ожидаемыми ретейл-премьерами ближайших пяти лет являются Galeries Lafayette, House of Fraser и, вполне возможно, Harvey Nichols. Не секрет, что последний через пару лет планирует открыться в Баку, в ТЦ «Глобус Плаза», а значит может дойти и до России. Harvey Nichols ― сильный бренд в люксовом сегменте, в Лондоне у них великолепный универмаг, но хочу отметить, что в Турции, куда компания не так давно вышла, результаты сложно назвать блестящими. Причина в том, что универмаг открылся не в самой удачной локации, в мертвой зоне ТЦ «Каньон» (Стамбул). Судя по всему, собственник молла сам купил франшизу, чтобы иметь якорь. В итоге department store имеет маленький трафик посетителей.

Отдельно стоит сказать о Galeries Lafayette и House of Fraser. Мы получили мандат на эксклюзив от арабского партнера House of Fraser, который будет открывать магазин в России. Сейчас находимся в поиске площадки. Универмагу нужна площадь от 7 до 20 тыс. м², а для галереи Lafayette ― минимум 16 тыс., а лучше все 30 тыс. Saks также активно смотрит Москву, находится в поисках места для флагмана площадью до 20 тыс. м². Игрок заинтересован исключительно в супер-лакшери-локации, например в Столешниковом переулке, но найти подходящую площадку трудно.

Для девелопера универмаг ― это дополнительная фишка, флагман, укрепляющий позиционирование и помогающий привлекать в проект ретейлеров. Но основной вопрос, конечно, в экономике: универмаги не платят высокие ставки, и недополученная девелопером прибыль перейдет на других арендаторов в маленькой нарезке. В данном контексте department store ― очень тяжелая история, но тем не менее формат был бы оптимален для таких действующих проектов, как «Галерея Актер», «Наутилус», и других небольших ТЦ с центральной локацией и концепцией, которая перестает отвечать требованиям современного рынка.

Девелоперам крупного формата на столичных окраинах очень хочется иметь некую изюминку. Например, в ТРЦ сети «МЕГА» представлены Debenhams, «Стокманн». Но большой вопрос, насколько оправдана эта фишка с точки зрения экономических показателей торгового центра.

Для моллов, которые себя хорошо чувствуют, решение посадить department store может быть спорным. В то же время необходимо учитывать, что наличие в пуле арендаторов флагманского универмага сегмента «средний плюс» помогает привлекать в ТРЦ бренды этой категории, ретейлерам становится гораздо интереснее войти в проект.

Безусловно, department store ― это сложный в управлении формат, требующий сильной экспертизы. Например, ранее Galeries Lafayette уже пыталась выйти на российский рынок, открыв в 1992 году универмаг в ГУМе. Проект закрылся через четыре года после старта. Фиаско терпели многие операторы. Сегодня из представленных на рынке универмагов успешно работают Podium, ЦУМ, а также Tsvetnoy Central Market, который год от года усиливает позиции, нарабатывает посещаемость. Каждый из них смог найти свою аудиторию. Так, у ЦУМа есть ряд привилегированных клиентов, их около сотни, которые и делают основной оборот универмагу.

 

По маршруту Inditex

Ретейлеры готовы сделать шаг в регионы с населением от 300 тыс. человек. Недавно группа Inditex объявила, что рассматривает все города данного пула. Компании достаточно легко развиваться, так как не секрет, что оператор пользуется любовью и привилегиями девелоперов. Вслед за Inditex, несомненно, пойдут Mango и LPP. Для них критически важно наличие данного оператора в регионе. Отечественные марки этот аспект волнует гораздо меньше. Если составлять рейтинг наиболее привлекательных трехсоттысячников, то первое место займет Сургут, второе ― Мурманск, третье ― Архангельск, затем Сочи, Череповец и Белгород. Данные рынки достаточно перспективны.

Широкого выхода ретейлеров в новые для них города сейчас не ожидается. Есть несколько крайних точек для основной массы. Для кого-то это Красноярск и дальше пока идти не готовы, вторая точка ― Новосибирск, третья ― Иркутск и четвертая ― Томск. Никто не говорит: я дальше Новокузнецка или Кемерова не развиваюсь. Раньше были такие заявления, но не было предложения в этих городах. Лет через пять будут рассматриваться Хабаровск и Владивосток, причем первым в списке приоритетов развития корпоративных прямых магазинов будет именно Хабаровск.

 

Источник: Журнал "Молл" № 105

Источник: mallgroup.ru
Опрос

Какую концепцию размещения арендаторов в торговом центре вы считаете более успешной?

Голосовать