Деньги есть, но вы держитесь

Если кинотеатры и рестораны сейчас можно встретить практически в каждом молле, то финансовые услуги часто представлены банкоматами или, как максимум, стойками кредитования. Сами банки утверждают, что сотрудничество с торговыми центрами им интересно. Девелоперы говорят, что и магазинам это выгодно, надо только учесть некоторые тонкости.

Нельзя сказать, что финансовые услуги в ТЦ совсем не представлены. Несколько лет назад банки массово шли в моллы, чтобы найти там клиентов – получателей потребительских кредитов. Затем, когда бум потребительского кредитования сошёл на нет и спрос на эту услугу упал, часть пунктов выдачи кредитов была закрыта, другая часть расширила профиль и стала выдавать ещё и кредиты наличными или кредитные карты. Продукты и услуги банка «Хоум Кредит» представлены более чем в 96 000 магазинах-партнёрах по всей стране, рассказали «Моллу» в пресс-службе банка. «Мы считаем, что сотрудничество между банками и ритейлерами взаимовыгодно», – отмечает представитель «Хоум Кредит».

Но и настоящих банковских отделений в торговых центрах больше, чем может показаться. Доля банков в ТЦ сопоставима с их долей в сегменте стрит-ритейла, подсчитала исполнительный директор департамента торговой недвижимости Colliers International Дина Постоленко. Если в стратегию развития банка входит расширение своей сети в определенном районе, его устраивает локация и техническое оснащение помещения в торговом центре, он открывает новое отделение в данном ТЦ, объясняет Постоленко.

Но стрит-ритейл всё же привычнее. Там представлен больший, по сравнению с ТЦ, объём помещений, которые по своим техническим характеристикам подходят банкам для открытия отделения (доступ к банкоматам 24/7, например), замечает Постоленко. Поэтому часто можно встретить отделения банка в торговом центре, но с отдельным входом.

Ещё несколько лет назад банки активно интересовались возможностью аренды площадей в торговых центрах для открытия полноценных отделений – среди них даже проводились тендеры, в результате в торговых центрах открывалось по одному-два отделения, вспоминает Татьяна Мальянова, начальник отдела аренды торговых центров компании JLL. Сегодня спрос со стороны банков к ТЦ значительно ниже и формируется преимущественно «Сбербанком России» и ВТБ.

У розничного банка ВТБ (бывший «Банк Москвы») 10 точек продаж размещены в торговых центрах, сообщила пресс-служба ВТБ. Из них 6 – в Москве и Московской области, оставшиеся – в регионах.

У самого крупного российского банка, «Сбербанка России», только в Москве 28 отделений в торговых центрах, практически во всех районах города, в том числе в «Золотом Вавилоне», «Гагаринском», «Афимолл Сити». «Сбербанк» старается открывать отделения так, чтобы клиентам было удобно, поясняет пресс-секретарь «Сбербанка России» Анна Морозова, поэтому использует различные варианты размещения розничных офисов. Число большое на фоне остального рынка, но доля для «Сбербанка» незначительная – всего у лидера банковского рынка 16 000 отделений по всей стране.

Открытие полнофункциональных офисов в торговых центрах не является приоритетом для банков. Основных причин, пожалуй, две, рассказывает пресс-секретарь «Сбербанка России». Во-первых, предпочтения самих клиентов. Многие рассматривают посещение моллов всё-таки скорее как шопинг или участие в развлекательных мероприятиях, не связанных с проведением финансовых операций. Немногие торговые центры в мегаполисах могут обеспечить достаточный фокусный клиентопоток для открытия офиса. Само по себе отделение банка не является якорным элементом в ТРЦ, замечает Морозова.

Во-вторых, стоимость аренды. Аренда в ТЦ может превышать средние показатели по конкретному району, что делает открытие отделения именно в торговом центре экономически нецелесообразным, объясняет представитель «Сбербанка России».

О том, что отделение банка в ТЦ – дорогое удовольствие, говорит и заместитель председателя правления «Ланта-Банка» Дмитрий Шевченко. «Открытие отделения в ТЦ связано с дополнительными издержками для банка на аренду и обустройство – обычно в таких точках цены выше, чем в среднем по рынку», – добавляет Шевченко.

Банку также необходимостью работать в выходные и праздничные дни, поскольку в это время в моллах присутствует основной поток целевой аудитории.

Но есть и плюсы от размещения отделения банка в торговом центре. График работы офисов, как правило, увеличен и совпадает с графиком работы торгового центра как в будни и выходные, так и в праздничные дни, замечает представитель ВТБ. Таким образом, гибкий график работы точек продаж является большим плюсом для клиентов. Множество постоянных клиентов выбирают офисы в ТЦ, а не отдельно стоящие, потому что могут одновременно сделать покупки, сходить в кино и заодно зайти в банк.

Работающие в торговых центрах отделения всё-таки имеют свою специфику. За счёт увеличенного клиентопотока ТЦ в офисах осуществляется большое количество валютообменных и прочих «разовых» операций, замечает представитель ВТБ. В то же время, в офисах, расположенных в ТЦ по соседству с сетевыми продуктовыми магазинами, наблюдается большее количество людей пенсионного возраста, являющихся постоянными клиентами.

Поскольку наиболее востребованная клиентами услуга в торговых центрах – снятие наличных, то широкое распространение получили банкоматы или небольшие операционные кассы по обмену валюты, считает Анна Морозова из «Сбербанка России».

Когда потребности большинства посетителей ТЦ ограничиваются снятием наличных, банки предпочитают стойки, так им не нужно арендовать площади под полноценные отделения, резюмирует Мальянова.

Аудитория моллов – это, как правило, сами крупные торговые сети и физические лица, отмечает Шевченко. Следовательно, эта категория должна быть целевой аудиторией банка. То есть офис в торговом центре интересен банку, который работает с розницей и с крупным сетевым бизнесом. В противном случае интереса открывать точку в молле у банка нет, заключает Шевченко. «Мы не ориентированы на эту целевую аудиторию, поэтому у нас нет точек в моллах», – говорит зампред правления «Ланта-Банка».

Необходимо понимать, что снижение интереса банков к торговым центрам вызвано не изменениями рынка ритейла, а трансформацией самого потребителя, в том числе под влиянием новых технологий, убеждена Мальянова. Активная аудитория сегодня имеет доступ ко многим банковским услугам через онлайн-приложения и личный кабинет на сайтах банков, и её потребность в посещении «физического» отделения, особенно в ТЦ, снижается. В свою очередь, открытие отделений в деловых и спальных районах даёт возможность банкам работать с другой аудиторией.

Банки, как и ритейлеры, ориентируются на свою стратегию развития, анализируют трафик посетителей вокруг потенциального помещения, поэтому если они и идут в ТЦ, то размещаются в качественных проектах со сформированным покупательским трафиком, замечает Постоленко.

Для самих торговых центров отделение банка – плюс, ведь они, безусловно, формируют дополнительный трафик, говорит Постоленко. Если рядом нет других отделений, то посетители специально приезжают в банк для совершения различных операций и затем могут задержаться в торговом центре и совершить покупки.

Но банки – это специфический арендатор для ТЦ, поскольку они не проявляют гибкости при выборе помещения и заключении договоров, объясняет Постоленко. У банка существует целый набор критериев и стандартов для размещения своих отделений, от которых они не могут отклониться, и если помещение в ТЦ на любом этапе перед подписанием договора по каким-то характеристикам или условиям не соответствует стандартам банка, банк откажется от этого помещения в пользу другого.

Торговый центр, который готовится принять отделение банка, должен учесть ряд особенностей этого клиента. Например, в банке должна быть сейфовая комната с усиленными перекрытиями, в которую должен быть организован доступ инкассаторов, рассказывает Постоленко.

Дмитрий Шиляев председатель правления банк «Югра» (110 офисов в 73 городах, 46 субъектах федерации):

При размещении банковских офисов мы ориентированы на следующие требования по локации: доступность для клиентов (центральная улица, магистрали, крупные улицы), с высоким пешеходным и автомобильным трафиком, зона деловой активности, первая линия, престижные и густонаселённые микрорайоны. А также наличие (либо возможность организации) отдельного входа в помещение офиса.

Если все условия выполняются или в городе есть уже несколько офисов, банк открывает внутренние структурные подразделения в торговых, офисно-торговых и развлекательных центрах. К таким относятся, например, ДО «Багратионовский», ДО «Черемушки», ДО «Мытищи», операционный офис в Калининграде, ДО «Озерки» филиала в Санкт-Петербурге, операционный офис в Тобольске.

Текст: Екатерина Пахомова

Источник: mallgroup.ru