НА ЭТИ ДВА ПРОЦЕНТА И ЖИВЁМ

Как повышение НДС скажется на арендаторах и трафике

Уже в следующем году ндс в нашей стране вырастет до 20%. Игроки рынка единогласно предрекают падение оборотов у ритейлеров и сокращение объёмов потребления. Особенно в регионах с низким уровнем заработной платы. Меньше всего пострадают продавцы товаров первой необходимости, такие как продовольственные сети, аптеки и пр. Другим же, наоборот, придётся пересмотреть свои бизнес-планы.

РОССИЯН ПОСЛАЛИНА НДС

С первого января следующего года базовая ставка налога на добавленную стоимость (НДС) увеличится на 2% – с 18 до 20%. По прогнозам Минфина, это принесёт бюджету дополнительные 2 трлн рублей в ближайшие три года. 

В первую очередь повышение НДС затронет те сегменты, где добавленная стоимость достаточно высока, – это машиностроение, строительство, ритейл и услуги. «Как сильно вырастут цены, сказать сложно, ведь компании используют товары и услуги подрядчиков, на которых тоже влияет рост НДС. Услуги ЖКХ точно вырастут, как и топливо на внутреннем рынке. Стоимость услуг и товаров увеличится на 0,5–2%. Вероятно, повышение НДС приведёт к тому, что произойдёт перекладывание налога на потребителя», – рассуждает Павел Ковшаров, основатель сети семейных парков приключений «Zамания». В итоге объём потребления ещё больше сократится, так как многие покупатели и без того живут с затянутыми поясами на фоне непрерывного падения реальных доходов с начала кризиса.

ПЕРЕКЛАДЫВАНИЕ ОБРОКА 

НДС останется прежним только на социально значимые потребительские товары: некоторые виды продуктов, большинство детских товаров, лекарства, медицинские изделия и книги, программное обеспечение и некоторые другие категории. А повышение налога ритейлеры постараются переложить на конечных покупателей лишь частично. «Для конкретных брендов и товарных категорий, в зависимости от конкуренции в сегменте рынка и рентабельности бизнеса, на розничную цену будет переложена лишь часть, но не вся величина его увеличения. Рост затронет всех участников цепочки поставки товаров: производителей, дистрибьютеров и логистические компании, оказывающих услуги по хранению и доставке товаров, ритейлеров и конечных потребителей», – полагает Константин Будагян, старший аналитик отдела исследований рынка CBRE. 

Однако сами ритейлеры считают иначе. «Потребители не заплатят больше, чем у них есть денег, поэтому первыми потерявшими выручку будут ритейлеры. И при очень низкой рентабельности торговли это может стать той песчинкой, которая переломит хребет. Операторы, которые не торгуют товарами первой необходимости, потеряют больше всего», – уверен Борис Кац, директор по развитию хобби-гипермаркетов «Леонардо». При этом продовольственные ритейлеры, сети с фиксированными ценами и магазины распродаж не должны заметить рост НДС.Следующими в списке пострадавших от раздувшегося налога значатся собственники и девелоперы торговых площадей. «Повышение НДС приведёт к росту цен, в том числе на строительные материалы. А также к удорожанию работ архитекторов, подрядчиков и застройщиков. Да и затраты на эксплуатацию вряд ли останутся на прежнем уровне. А с учётом всех этих факторов конечная стоимость строительства недвижимости может вырасти на 2–3%», – полагает Евгений Павлов, коммерческий директор «Велес Девелопмент».

В то же время, сообразительные девелоперы могут не понести сильного ущерба в плане эксплуатационных затрат, заменив одни товары и подрядчиков на другие – более дешёвые. Те же УК, что примут решение «держать марку» и не спускаться в дешёвый сегмент в управлении объектом, рискуют израсходовать запланированный бюджет раньше срока. Это, в свою очередь, приведёт к увеличению ставок аренды, а, следовательно, к новым походам в офис управляющей компании за скидками.
 

НЕГАТИВНЫЕПОСЛЕДСТВИЯ

Чтобы избежать скачка цен в январе 2019 года из-за роста НДС, некоторые ритейлеры уже сегодня начали постепенно повышать цены на определённые категории товаров. «Трафик в торговых центрах  и обороты ритейлеров в качественных объектах, демонстрирующие в текущем году положительную динамику, будут показывать сдержанный рост. А при таких условиях повышение цен замедлит рост розничного товарооборота. Также данный фактор приведёт к увеличению расходов на аренду торговых помещений, которые в значительной степени зависят от выручек ритейлеров», – убеждён Константин Будагян.

Поэтому населению ничего не останется делать, как в очередной раз сократить расходы и начать экономить. Одежда, обувь, электроника и мебель как раз попадают в зону риска, поскольку относятся к товарам длительного спроса. От этих затрат покупателям придётся отказаться на какое-то время, потому что купюр в кошельках поубавится – и реальное повышение цен в отдельных товарных сегментах превысит пресловутые 2%.

Трафик в торговых центрах может в очередной раз упасть за счёт сокращения частоты посещения и увеличения рациональной составляющей шопинга. «По оценкам ритейлеров, конечная цена покупки увеличится на 5–7%. В целом потребитель не будет сильно разбираться, за счёт чего изменилась стоимость, а просто сократит объём покупок, за исключением товаров первой необходимости», – делится своим мнением Михаил Горшихин, исполнительный директор SmartUP CG.

Ритейлеры будут всеми силами стараться смягчить влияние налога на покупателей путём оптимизации ассортимента, издержек на торговый процесс, расходов на аренду и снижения маржи. Ведь производители продукции имеют право на возврат НДС, который они выплачивают своим поставщикам. Однако существует временной разрыв между уплатой НДС ритейлером поставщику товаров и уплатой этого налога конечным потребителем. Таким образом, торговые операторы будут вынуждены увеличить на соответствующую величину объём оборотных средств, что в итоге увеличит их издержки.

«Бизнес не будет на себя брать дополнительные расходы, его задача зарабатывать, и он не может себе позволить снижать рентабельность. Тем более, когда РФ уже несколько лет находится в состоянии экономической стагнации, перемежающейся с кризисом. В итоге государство может получить только краткосрочный эффект не более чем на один год от такого нововведения. За это время бизнес перестроится и уйдёт в тень или компенсирует рост НДС за счёт арендаторов и потребителей», – говорит Павел Ковшаров. С ним соглашается Анна Панюкова, управляющий директор Prime Management. «Цены ритейлеры будут поднимать от безысходности, чтобы компенсировать рост налогов. Аренда возрастёт, так как арендодатели смогут налоговое бремя переложить на арендаторов, поскольку структура договора позволяет сделать это абсолютно законно. Другое дело, что для “бедных” сетей нет предпосылок к увеличению аренды. Средний чек пока что не на подъёме, а в пике у многих сетей», – добавляет эксперт. И вместо поддержки, которую можно было бы законодательно разработать для российского бизнеса, многие арендаторы получат «удар под дых» в виде дополнительных процентов от государства. То есть правительство хочет сдержать свои социальные обязательства и продолжить осуществлять инфраструктурные проекты (безусловно, благое начинание), но компенсировать нехватку средств планирует за счёт населения, которое в большинстве своём и так живет за чертой бедности.

НАЛОГОВЫЕ КАНДАЛЫ 


Безусловно, девелоперы и сетевые компании первыми схватились за головы, ибо и одни, и вторые кровно заинтересованы в снижении негативных последствий от очередных поборов. Ритейлеры постараются повышать цены на свою продукцию постепенно и незаметно, чтобы адаптация к новому уровню цен прошла более гладко и без эксцессов. При этом привыкать к новым экономическим реалиям россиянам предстоит весь следующий год. 

«Учитывая низкие ожидания по инфляции в 2019 году, которая прогнозируется в пределах 4,5%, влияние повышения НДС будет весьма заметным. Общий эффект будет зависеть от таких факторов, как рост реальных доходов населения, фактическая инфляция, объёмы потребительского кредитования и режим санкций», – комментирует Константин Будагян.

Проще говоря, ритейлу придется корректировать маржинальность бизнеса на всех этапах цепи товарно-денежного оборота: и ритейлер, и девелопер, и поставщик уронят маржу. Вопрос только, насколько и когда? Самые жадные и неповоротливые марки будут тянуть до последнего в надежде, что всё наладится само собой. «В краткосрочной и среднесрочной перспективе повышение НДС скажется на простых гражданах гораздо больше, чем повышение пенсионного возраста. Бизнес не сможет взять только на себя дополнительную налоговую нагрузку. Причём первыми об этом заявили наши монополисты, включая сферу ЖКХ, – недоумевает Павел Ковшаров. – Сама суть НДС предполагает, что налог распространяется на тех, кто создаёт эту самую добавленную стоимость. Но разве не развитие добавленной стоимости должно стимулировать государство? Получается, что чем больше ты создаёшь добавленной стоимости, тем больше ты страдаешь. Особенно странно это в период кризиса и стагнации».

Вместе с тем, одновременно с растущими ценами обороты арендаторов, по идее, тоже должны вырасти пропорционально росту НДС. Однако это произойдёт только в том случае, если сохранится спрос на данные категории товаров. Но если покупатель становится беднее, обороты ритейлеров ждёт падение. Скорее всего, не сильно изменится спрос на дорогие товары и предметы роскоши со стороны обеспеченных граждан. 

А пострадают преимущественно покупатели со средним уровнем дохода. Ведь сущность НДС заключается в том, что налог всегда ложится на плечи потребителя. И в данном случае ему волей-неволей придётся платить больше. Достанется всем без разбора, но поставщики переложат НДС на ритейлеров, девелоперы увеличат арендную плату на размер увеличившегося НДС. А сами торговые операторы заложат рост своих затрат в цену товаров. В итоге самые бедные слои населения станут ещё беднее.

«Простым гражданам в конечном итоге и придётся оплачивать дополнительные статьи расходов всехсторон бизнеса. Даже учитывая конкурентную борьбу между производителями, уверен, что цены всё равно рано или поздно им придётся поднять, чтобы как-то нивелировать выросшие расходы. Потому что слабо верится, что производители пойдут на уменьшение себестоимости товаров», – сетует Евгений Павлов.К сожалению, сейчас трудно предсказать, сколько времени потребуется игрокам рынка, чтобы привыкнуть и адаптироваться к новым реалиям. «Однако с учётом прошлого опыта могу с уверенностью сказать, что “штормить” от нового НДС нас всех будет точно не меньше года. Это нововведение универсально, оно касается всех, кто ходит в магазины, а не только рынка ритейла», – резюмирует Анна Панюкова.

ТЕКСТ | СВЕТЛАНА ЗОТИКОВА

Источник: mallgroup.ru