ЕКАТЕРИНБУРГ: ДЕРЕВО, КАМЕНЬ И БЕТОН.

Вторая поездка из нашего нового цикла «молл вояж» – в столицу урала екатеринбург. По показателю обеспеченности качественными торговыми площадями на душу населения этот город заметно опережает и москву, и санкт-петербург – что не останавливает местных девелоперов, готовящих к запуску новые масштабные проекты. Как и подразумевает концепция рубрики, мы постарались уйти от чистой статистики и предлагаем читателям срез впечатлений и комментариев, собранных нашими корреспондентами во время поездки по объектам.

ЭКОНОМИКА

Основан Екатеринбург чуть меньше 300 лет назад как железоделательный завод и именован в честь супруги Петра I. Ближе к концу XVIII века, во времена правления Екатерины II, получил статус города и, что куда ценнее, важнейшую дорогу Российской империи – Большой Сибирский тракт. Именно это сделало Екатеринбург своего рода торговым «окном в Азию», подобно тому, как северная столица оставалась «окном в Европу». За три века глобальная роль Екатеринбурга принципиально не изменилась – это по-прежнему важнейший экономический, политический и транспортный центр России. Бизнес в восточной части нашей страны для большинства международных торговых сетей начинается с Екатеринбурга. Нет и недостатка в инвестициях со стороны местного бизнеса. Именно поэтому и качественных торговых центров здесь много – и вакансия в них минимальна.

По данным Colliers International, по количеству торговых площадей на душу населения Екатеринбург находится на втором месте в России – 657 кв. м на 1000 человек, опережая обе столицы.

По обороту розничной торговли Екатеринбург на третьем месте в России с показателем 252,34 млрд рублей в год. Рост потребительских цен – средний по стране и в последние годы плюс-минус соответствует приросту зарплаты, которая в среднем по городу составляет сейчас 48 400 рублей в месяц.

Основные отрасли производства в городе: металлургическое производство и металлообработка – 20,9 %, пищевое производство – 13,3 %, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 9,2 %, производство транспортных средств – 8,4 %. 

Екатеринбург – один из крупнейших финансово-деловых центров России, здесь сконцентрированы представительства иностранных компаний, банки, в числе которых как крупные зарубежные и московские, так и местные финансовые холдинги.

 

ИНФРАСТРУКТУРА

На гостей из столицы, привыкших с подозрением относиться к так называемой «точечной застройке», Екатеринбург производит неоднозначное впечатление. Бурное высотное строительство, начавшееся в городе в девяностые и продолжающееся до сего дня, привело к тому, что обильно сохранившиеся в центре особнячки XIX века оказываются зажатыми между массивными офисными и жилыми гигантами, а редкие деревянные дома выглядят мозаичными вкраплениями в каменно-бетонный ковёр городской застройки. К этой эклектичности привыкаешь не сразу – впрочем, тем ярче на этом фоне выделяются действительно небанальные архитектурные решения.

Город разделён на 7 административных районов: Верх-Исетский, Железнодорожный, Ленинский, Кировский, Октябрьский, Чкаловский и Орджоникидзевский. Исторический центр поделён между первыми пятью – именно здесь располагается большая часть заметных торговых объектов.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ

 Статистика посещаемости торговых центров Екатеринбурга в 2018 году показывает прирост в пределах 4%. При этом обороты ритейлеров растут значительно – например, в сегменте fashion в ТЦ средний рост составляет 10–12%. Размер среднего чека при этом изменился незначительно: падения, заметного в большинстве регионов России, здесь не наблюдается.

ТОРГОВЫЕ ОБЪЕКТЫ

Крупнейший ТРЦ Екатеринбурга «Гринвич» находится в историческом центре: фактически, это город в городе. По общей совокупной площади всех очередей – невероятные 303 тыс. кв. м – это один из самых крупных торговых объектов России. Полноценным торговым центром «Гринвич» стал 12 лет назад, и с тех пор саккумулировал в себе всех более-заметных ритейлеров, представленных в Екатеринбурге. 

Ежедневно бесконечными коридорами «Гринвича» проходят 52 тыс. человек, годовая посещаемость, таким образом, составляет 18,7 млн человек. Способствует этому не только близость главных пешеходной и транспортной улиц, но и находящаяся буквально «дверь в дверь» станция метро – сейчас для того, чтобы попасть в ТРЦ, нужно пройти по подземному переходу, а совсем скоро откроется новый выход непосредственно в «Гринвич».

Здесь разместились такие гиганты, как «Стокманн», H&M, линейка брендов Inditex. Площадь 6 тыс. кв. м занимает местный гипермаркет «Гипербола». За киносоставляющую отвечает кинотеатр «Гринвич Синема». Если воспользоваться в центре любым популярным интернет-сервисом ресторанных рекомендаций, значительная часть заведений с высокими оценками также окажется именно в «Гринвиче». Новая, пятая очередь объекта подарит горожанам и гостям Екатеринбурга обновлённый фудкорт.

Из очевидных недостатков «торгового города» – не проработанная до конца система навигации. Заблудиться в «Гринвиче» вряд ли удастся, но вот времени на поиск нужного магазина, скорее всего, понадобится больше, чем можно было предположить. Оригинальные круглые навигационные тумбы, расположенные в атриумах, могут дать первоначальный ориентир – но потом покупатель часто оказывается предоставлен сам себе.

«Гринвич» не только фактически взял на себя шопинговую и ресторанную функцию центральных улиц города, но и оттянул часть трафика у принадлежащего тому же собственнику торгового центра «Пассаж». Располагающийся в здании Центрального универмага по соседству с городской администрацией объект сконцентрирован на брендах категории «средний плюс» и выше. Серьёзная реновация, законченная в 2015 году, значительно осовременила внешний вид и интерьер торгового центра, одним из ключевых арендаторов в котором стал парфюмерный супермаркет «Золотое яблоко». Общая площадь «Пассажа» – 60 тыс. кв. м, а арендопригодная – в два раза меньше. Находящийся здесь же многозальный кинотеатр, в отличие от ритейлеров, вступает в прямую конкуренцию с «Гринвичем» – и, кажется, её проигрывает. Впрочем, как и в случае с девелопером, оператор кинотеатра в обоих торговых центрах один и тот же.

Можно предположить, что в дальнейшем «Пассаж» будет и дальше отстраиваться от соседа в сторону элитарности. Всё-таки люксовому шопингу уральская столица не чужда – и находящиеся до сих пор в стрит-ритейле бутики рано или поздно будут перебираться в торговые центры, среди которых «Пассаж», очевидно, первый выбор.

Екатеринбургская «Мега» – один из эталонных региональных объектов этой сети, стартовая площадка реконцепции IKEA Centres Russia. Совсем недавно, в сентябре, завершился уже второй этап, предполагающий более тесную интеграцию магазина IKEA c торговым центром. Фирменный «Зигзаг» представляет все самые горячие новинки шведского бренда покупателям, пришедшим в «Мегу» без намерения углубляться в лабиринты мебели и аксессуаров. В пространство торгового центра выдвинулись и кассы, и ресторан с магазином шведских продуктов – а «IKEA бистро» расположилось уже в начале торговой галереи.

Реконцепция затронула и декоративные элементы, от фасада до напольной плитки, и навигацию – и витрины арендаторов: они стали выше и свободней. Пока что в арьергарде дизайнерских преобразований идут магазины Inditex: их «ретро-оформление» контрастирует с современными образами соседей.

Фудкорт «Мега Екатеринбург» также выполнен в новой концепции «Вкусный бульвар» – рестораны и заведения фастсфуда разделены уютной посадочной зоной с двумя детскими площадками и сценой для выступления артистов во время массовых мероприятий. Правда, присутствуй в фастфуд-линии побольше местных операторов, она выглядела бы интересней – всё-таки привычные международные франшизы как ни оформляй, суть не изменишь.

«Мега» с общей площадью 127 тыс. кв. м расположена в 5 минутах езды от другого «стотысячника» – «Радуга Парка» (113 тыс. кв. м). Таким образом, Верх-Исетский район Екатеринбурга поддерживает репутацию основного шопинг-магнита города. «Радуга Парк» имеет схожий с «Мегой» набор арендаторов (вот только Inditex нет) и довольно значительное преимущество в развлекательном компоненте. Фактически, торговый центр представляет собой часть досугового пространства, куда входят парк аттракционов «Радуга Лэнд», парк развлечений на открытом воздухе, кинотеатр «Каро фильм» и довольно обширный фудкорт. «Мега» пытается отыграться и строит планы усиления эвент-направления, а также возводит детский зимний городок в зоне парковки.

«Радуга Парк» – относительно новый (открылся в конце 2012 года) торговый центр, тем не менее обновление «Меги» должно подстегнуть владельцев и управляющую компанию развивать новые форматы – иначе есть риск надолго застрять в роли догоняющего. Из оставшихся торговых центров упоминания заслуживает «Карнавал» – ещё один объект в Верх-Исетском районе общей площадью 75 тыс. кв. м. Это классический семейный ТЦ с круговыми галереями, плотной посадкой арендаторов и красивым фонтаном в центральном атриуме. Покупателей сюда притягивают в том числе «Ашан-сити» и находящийся по соседству DIY-гипермаркет OBI. Открывшийся в 2006 году торговый центр уже нуждается в обновлении – это особенно заметно при его сравнении с конкурентами.
ТОРГОВЫЕ СЕТИ

Фактически, все федеральные сети и международные ритейлеры, присутствующие в России, рассматривают Екатеринбург как необходимый пункт для регионального развития. Доля сетевых объектов в продовольственной торговле составляет 80%, но и в непродовольственной превышает половину. Из крупных открытий последних месяцев – одновременный старт бренда Uniqlo с двумя магазинами, в «Гринвиче» и «Меге».

СТРИТ-РИТЕЙЛ

Администрация города нацелена на упорядочивание торговли в стрит-ритейле и пытается, правда, с переменным успехом, регулировать количество нестационарных объектов. Постепенно, хоть и не быстро, выправляется ситуация с разнобоем вывесок и рекламных баннеров в уличной торговле. На первых этажах большей части строящихся жилых комплексов предусмотрены торговые помещения – с арендаторами, особенно продовольственными, больших проблем не ожидается.

А вот fashion постепенно уходит из стрита. Остаются ещё отдельные люксовые бутики, открытые пионерами бизнеса в девяностые; «специализации» улиц (Свердлова – золото и шубы, Луначарского – свадебные салоны), но ориентация крупных ритейлеров на торговые центры очевидна. Тем более, и городскаяадминистрация этому процессу активно способствует.
ПЕРСПЕКТИВЫ
Среди крупных торговых объектов, запланированных к вводу в Екатеринбурге в ближайшие годы, два проекта стоят особняком. На севере города, на вылетном шоссе, ведущем в Верхнюю Пышму, началось строительство Veer Mall – гиганта общей площадью 167 тыс. кв. м. Эта часть Екатеринбурга – единственная, где пока нет качественных ТЦ. Жители близлежащих районов, крупнейший из которых – Уралмаш, не слишком охотно выезжают в центр города, так что крупным торговым сетям есть прямой резон заходить в новый объект без боязни «каннибализма трафика». Рассчитывает девелопер и на покупателей из Верхней Пышмы, Среднеуральска и Березовского.

Архитектурной особенностью Veer Mall станет стеклянная крыша – это сделает торговый центр «открытым, светлым и проницаемым» (цитируем концепцию объекта). Девелопер планирует обустроить и находящийся по соседству лесопарк, сформировав вокруг Veer Mall полноценный досуговый кластер. 

Второй интереснейший объект – аутлет-центр, который строят владельцы «Радуга Парк», компания «Форум Групп». Он откроется уже через несколько месяцев в микрорайоне Солнечный и станет единственным в городе и одним из первых за пределами двух столиц торговым центром в этом популярном в мире формате.

Из реконструируемых объектов можно отметить ТЦ «Омега», до последнего времени представлявший собой продовольственный рынок, открытый в районе Уралмаша. Владелец планирует превратить его в полноценный качественный объект, подтянув сюда не только индивидуальных предпринимателей, но и федеральные сети.Подводя итог, можно предположить, что рынок торговых центров Екатеринбурга заполнен достаточно плотно – даже для миллионника количество площадей близко к избыточному. Вопрос, скорее, не в количестве объектов, а в перспективных форматах: при всём кажущемся разнообразии, дефицит оригинальных концепций по-прежнему ощущается. В городе ещё остались неплохие объекты, нуждающиеся в реконцепции: именно они и могут стать хорошей площадкой для обкатки новых идей.

Источник: mallgroup.ru