А БЫЛ ЛИ КРИЗИС?

А БЫЛ ЛИ КРИЗИС?

Почему пора перестать считать трудности временными и научиться работать в новых условиях.
Эксперты, оценивающие ситуацию в девелопменте или ритейле, часто употребляют выражения «до кризиса», или «после кризиса», или «возвращение к докризисным показателям». Причём такой подход к аналитике остаётся актуальным для россии уже как минимум двадцать лет. Сначала мы рассуждали о том, что было до кризиса 1998 года, потом – до кризиса 2008 года, сейчас такой точкой, которая делит всё на «до» и «после», стал 2014 год. Аналитики рассуждают о том, когда будет возвращение к «докризисным» показателям. Но вот будет ли оно? и точно ли у нас сейчас кризисный или посткризисный период? Ждать ли очередного витка роста потребления, увеличения доходов, активизации ритейлеров, прихода новых международных брендов, высокой девелоперской активности? Или это не кризис, а просто мы бедные, и с этим надо жить дальше, потому что лучше уже не будет?
 
СТРОИМ МАЛО,НО ДОСТАТОЧНО

Для начала обратимся к цифрам, которые ясно показывают, что о возвращении к докризисным показателям (если считать 2014 год началом кризиса) говорить пока не приходится. К примеру, по данным Knight Frank, с 2014 года сильно трансформировалась структура новых брендов. Если профили остались неизменны (подавляющее большинство новых брендов приходится на сегмент «Одежда/обувь/аксессуары»), то вот ценовые категории сместились. Так, по итогам I полугодия 2018 года, доля ритейлеров, работающих в среднем ценовом сегменте, составила более 50%. Годом ранее доминировали бренды ценовой категории «выше среднего», на них приходилось 63%.

Также на рекордно низком уровне находится девелоперская активность в сегменте торговой недвижимости. За первые три квартала 2018 года в Московском регионе запустились всего пять проектов, причём небольших – общей арендной площадью всего около 147 тыс. кв. м. Ряд открытий перенесли на 2019 год, включаятакие торговые центры, как «Акварель» в Пушкине, «Галеон» и ТРЦ в составе ТПУ «Рассказовка». Таким образом, объём ввода по итогам года может составить порядка 185 тыс. кв. м GLA, что станет однимиз самых низких значений за весь период развития рынка профессиональной торговой недвижимости Москвы. Правда, в 2019 году ожидается рост объёма ввода более чем в два раза, с учётом перенесённых проектов. Но это не значит, что какие-то объекты не будут сдвинуты на 2020 год.

В регионах ситуация ничем не лучше: во всех регионах, за вычетом Москвы и Санкт-Петербурга, по итогам 2018 года может быть открыто всего десять объектов суммарной площадью чуть более 253 тыс. кв. м GLA, по оценкам CBRE. Если прогноз исполнится, то показатель ввода станет минимальным за последние 15 лет. В основном сейчас открываются объекты, которые, когда разгорелся кризис, уже были на высокой стадии готовности или разработки. Остальные были заморожены из-за сложностей с привлечением финансирования, снижения покупательской способности населения и высокой вакантности в недавно введённых проектах-конкурентах. В результате и в столице, и в регионах средний уровень вакантности в торговых центрах снизился до 6–8%, и, по мнению экспертов, сейчас торговых центров достаточно. «Качественное предложение торговых центров в ряде российских городов соответствует европейским показателям. Обеспеченность торговыми площадями в ТЦ в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре, Краснодаре, Тюмени превышает 500 квадратных метров на тысячу человек, что свидетельствует о развитости розничного рынка», – комментирует старший аналитик отдела исследований рынка CBRE Константин Будагян.
 
РОССИЯНЕ ТРАТЯТ МЕНЬШЕ

Аналитики также говорят о кризисе потребления по сравнению не только с 2014 годом, но и с «нулевыми», когда покупательская способность постоянно росла, а зарубежные бренды хотели работать в России, потому что в здесь люди были готовы покупать всё что угодно. Сейчас такого уже нет по многим причинам («Молл» подробно писал об изменении потребления в разрезе социологии и психологии в предыдущих номерах). Помимо того, что меняются ценности и приоритеты людей, есть ещё и экономические факторы. Падение реальных доходов населения и тренд на тотальную экономию нельзя отрицать.

Несмотря на постепенное восстановление российской экономики, уровень доходов населения и оборота розничной торговли находится значительно ниже докризисного уровня 2013 года. В первом полугодии 2018 реальные доходы населения выросли на 0,9% год к году впервые за пять лет за счёт средней номинальной зарплаты (а в сентябре – уже упали на 1,5%), покупательская способность населения снизилась на 9% по отношению к началу 2013 года. Всё это говорит о том, что экономика по-прежнему не может полностью восстановиться после кризиса-2014, отмечает руководитель отдела исследований и консалтинга компании «Магазин Магазинов» Андрей Васюткин.

«После снижения потребительского спроса в начале 2015 года, последовавшего за девальвацией рубля ивведением санкций, возврат к положительным показателям динамики розничной выручки занял два года, и мы не можем говорить о полном возврате к докризисному уровню. Несмотря на то что некоторые показатели свидетельствуют о кризисных явлениях в ритейле, текущую ситуацию кризисом назвать нельзя – есть небольшой, но стабильный рост товарооборота», – говорит Константин Будагян. Величина среднего чека жителя России за один поход в магазин в октябре 2018 года составила 505 рублей, что на 7% меньше, чем в октябре 2013 года, по данным «Ромир». С учётом разницы курсов валют, такая выручка может показаться значительной, однако низкая инфляция, активность российских производителей продуктов питания и ценовые акции ритейлеров привели к снижению реального товарооборота примерно на 6%. Такое изменение может быть компенсировано в течение трёх лет, считают в CBRE.

Если говорить о том, какой сегмент ритейла пострадал более всего, то эксперты отмечают падение спроса на мебель и сопутствующие товары. «Также просели детские магазины одежды и обуви, за исключением положительной динамики “Детского мира”, отчасти – некоторые fashion-ритейлеры», – отмечает Константин Будагян. По данным аналитиков компании «Магазин Магазинов», меньше всего изменения ощутил общепит: он продолжает наращивать темпы роста, и это касается как российских федеральных сетей, так и международных ритейлеров.

В fashion-сегменте заметен тренд на экономию: по мнению экспертов, хорошие перспективы имеют отечественные ритейлеры offprice-сегмента рынка (Familia, Offprice). «Многие бренды видят у нас страновые риски, вследствие чего принимают решение не выходить в Россию напрямую. В то же время количество компаний, желающих развивать международные бренды по франшизе, снижается от года к году», – отмечает Андрей Васюткин.

ИНОСТРАННЫЕ БРЕНДЫ В РОССИЮ НЕ ВЕРЯТ

Макроэкономическая ситуация сильно влияет и на международных ритейлеров: как на выход новых брендов в Россию, так и на развитие уже присутствующих на российском рынке. Сочетание крайне замедленного роста реального товарооборота, ограничения импорта товаров из ряда стран и растущей закредитованности потребителей негативно сказывается на приросте зарубежных брендов.

В 2018 году, по предварительным данным, количество новых зарубежных ритейлеров, по сравнению с «докризисным» 2013 годом, снизилось почти в два раза – с 29 до 15. Однако стоит отметить, что лидеры рынка по товарообороту продолжают экспансию, адаптируя форматы магазинов и ценовую политику к запросам покупателей. «В целом снижение прироста иностранных брендов отражает не только замедление темпов роста рынка, но и насыщение рынка», – подчёркивает Константин Будагян.

Максимальное количество новых международных брендов, пришедших в Россию, за последние пять лет наблюдалось как раз в кризисные 2014–2015 годы, однако это связано с тем, что все бренды заранее разрабатывают стратегию развития. «В последующие периоды вплоть до текущего года мы видим спад по количеству новых международных брендов, вышедших на российский рынок. Сохраняющийся третий год подряд паритет по числу открытий и закрытий магазинов международных брендов в России также свидетельствует об отсутствии предпосылок для активного развития рынка ритейла в целом. Есть примеры активно развивающихся концепций и форматов, но в то же время мы наблюдаем и продолжающийся уход международных брендов из России», – резюмирует Андрей Васюткин.

НУЖНО ЛИ СРАВНИВАТЬ ПОКАЗАТЕЛИ

Интересно, что несмотря на сокращение доходов населения, в 2017 году впервые за четыре года индекс потребительских настроений GfK принял положительное значение, и в 2018 году тенденция сохраняется. Напомним, индекс отражает оценку потребителями текущей ситуации в экономике страны и их ожи-дания от будущего. Таким образом, хотя цифры говорят о снижении потребления, россияне, похоже, к текущей картине уже вполне привыкли и считают её новой нормой. В том числе начался рост индекса оценки материального положения семьи. Получается, сами граждане с новой парадигмой смирились, остаётся смириться и аналитикам.

Можно, конечно, и дальше сравнивать различные показатели с докризисными, но есть ли в этом смысл? И нужно ли ко всем из них возвращаться? Если обеспеченность торговыми центрами находится на высоком уровне, а показатель вакантности выровнялся, нужно ли строить больше? И стоит ли ждать возвращения девелоперской активности к докризисным цифрам? Может быть, просто всё пришло туда, куда должно? Да, потребление не растёт, но и почему оно должно расти, если доходы не растут? И как продавать больше, если покупать не на что?

Для выхода из кризиса срок прошёл уже весьма приличный – почти четыре года. Ждать, что в 2019 году ситуация радикально изменится, едва ли стоит. Да, есть большие планы по вводу новых торговых центров, но не исключено, что многие из них так и не будут открыты по плану. А ритейлеры видят новые перспективы в развитии онлайн-площадок, что не способствует повышению спроса на торговые площади. Кроме того, новые вызовы связаны с повышением НДС до 20% и ростом конкуренции во всех отраслях, что будет провоцировать выработку более эффективных методов сотрудничества между всеми участниками бизнес цепочки: поставщиками, ритейлерами и девелоперами. А может и новый обмен санкциями произойти. Да и от Центробанка можно ждать сюрпризов в плане повышения ключевой ставки. Здесь уже не до выхода из кризиса – остаться бы на плаву, когда постоянно, годами штормит со всех сторон.


ТЕКСТ | ЕКАТЕРИНА САХАРОВА

Источник: mallgroup.ru