Елена Лебедева (Красса), генеральный директор ГК «Знак», управляющая ТРЦ «Поворот»: «Будущее за развлечениями, по-другому не выжить»

Развлекательная составляющая в том или ином виде присутствует во всех качественных торговых центрах. И если раньше развлечения в моллах были скорее способом привлечения трафика, чем источником дохода, то сегодня ситуация кардинально изменилась. О разнообразии и новых функциях операторов развлечений, их устойчивости в кризис, а также о важности реконцепции торговых объектов в текущей ситуации на рынке журналу «МОЛЛ» рассказала Елена Лебедева (Красса), генеральный директор ГК «Знак», управляющая ТРЦ «Поворот».

 

Ваши объекты все больше уходят в развлекательную составляющую. С чем это связано?

Еще несколько лет назад fashion-ретейлеры приносили хороший доход с квадратного метра, однако ситуация изменилась. Должно пройти время, чтобы импортозамещение дало результаты и у нас появились свои производители, новые арендаторы. Я твердо убеждена в том, что будущее за развлечениями, по-другому не выжить. В кризис потребители в большей степени устают психологически, нуждаются в новых положительных эмоциях. Кроме того, у нас не принято экономить на детях, и люди продолжают тратить деньги на детские развлечения.

По сравнению с другими форматами, районники наиболее чувствительны к изменениям конъюнктуры рынка. На мой взгляд, малый формат сейчас должен увеличивать долю развлечений в составе молла.

 

Какие операторы развлечений просели больше всего на примере ваших объектов?

Заметно просел боулинг, во многом потому, что это слишком дорогое развлечение сегодня. Кроме того, сейчас очень сложно найти операторов боулинга, они неохотно заходят в ТЦ, поскольку сроки окупаемости заметно выросли. Все чаще мы видим, что собственники начинают вкладываться в боулинг сами, это что-то вроде дополнительной опции при наличии свободных площадей. Та же ситуация с бильярдными – их чаще открывают сами девелоперы. Пропадает интерес и к 5D-кинотеатрам, они начинают сдуваться. При этом растет интерес к контактным зоопаркам, они все более востребованы. У них вменяемые сроки окупаемости – 2-3 года, и они всегда превышают свой арендный фикс. Кроме того, набирают популярность различные школы – английского языка, танцев и т.д. Еще одна востребованная тема – караоке и ночные клубы.

 

Но наличие ночного клуба в молле связано с определенными рисками…

Избежать сложностей, связанных с работой ночного клуба в торговом центре, невозможно. Идеальный вариант – если ночной клуб закладывался на этапе проектирования и для него предусмотрены отдельные входные группы. В одном из объектов, которые я консультировала и запускала, – ТРЦ «Атлас» в Одинцово – ночной клуб расположен на третьем этаже и работает с 12 ночи до 5 утра. При этом посетители пользуются центральным входом, но лифт в ночное время не останавливается на других этажах. Один из вариантов минимизации рисков – увеличивать количество охранных постов. Ночные клубы платят ставки выше кинотеатров и детских центров развлечений. В нашем случае клуб сидит на фиксе плюс процент с оборота, и на данный момент он превышает свой фикс. ТРЦ «Атлас» позиционируется как семейный торговый центр. При планировании клубной зоны мы учитывали активный ввод в эксплуатацию жилых массивов с молодыми семьями без детей.

 

Расскажите подробнее о реконцепте ТЦ «Поворот» в Лобне. Какие новые категории арендаторов вы привлекаете?

Изменилась структура потребительского поведения, сейчас нужно следовать веяниям рынка. Трафик на объекте начал снижаться, мы провели исследования и разобрались с потребностями целевой аудитории. Мы отказались от боулинга и посадили оператора караоке-клуба. Рассматривали возможность открытия собственных ресторанов по франшизе, но поняли, что мы не рестораторы. Еще один планируемый новый арендатор – кинотеатр на 5 залов. Интерес к городу проявляет несколько операторов, сейчас мы ведем активные переговоры. Кроме того, запланирована реконцепция «Якитории». К нам пришли международные бренды – Pandora, Yves Rocher, «Милавица», Acoola, а также «Кораблик». Ушли индивидуальные предприниматели, которые не выдерживают конкуренции. Я убеждена, что сегодняшний рынок и экономическая ситуация стимулируют девелоперов не к тому, чтобы строить новые объекты, а к реконцепции имеющихся.

Источник: mallgroup.ru
Опрос

Какую концепцию размещения арендаторов в торговом центре вы считаете более успешной?

Голосовать