Представляем вашему вниманию предварительные результаты рынка торговых центров Москвы за 2015 год и прогнозы JLL на будущий год

Согласно предварительным оценкам аналитиков компании JLL, объем ввода торговых центров 2015 году снизился по сравнению с показателем предшествующего года на 7% - до 560 тыс. кв. м. Притом что начало года на столичном рынке ознаменовалось рекордным числом новых торговых площадей, вышедших на рынок в 1-м квартале (250 тыс. кв. м), на протяжении следующих кварталов фиксировалась негативная динамика ввода.

Изначально запланированный на текущий год показатель (450 тыс. кв. м) был увеличен в результате включения в объем московского рынка ТЦ Zеленопарк в Зеленограде. Также в этом году открылись Columbus, Mari, «Кунцево Плаза», «РИО на Киевском шоссе», «Центральный Детский Магазин на Лубянке» и другие торговые центры.

Тенденция к снижению темпов нового строительства торговых площадей и уменьшению ввода сохранится и в 2016 году. По прогнозам JLL, в течение будущих 12 месяцев на рынок Москвы выйдет около 460 тыс. кв. м новых качественных центров, что на 18% уступает результату уходящего года. Следует отметить, что 90% этого объема составляют объекты, ввод которых был перенесен с предыдущих лет. На 2016 год заявлено открытие торговых центров «Ривьера», «Моремолл Москва», «Полежаевский», «Рига Молл», второй фазы ТЦ «Метрополис».

«Объективными причинами снижения девелоперской активности на рынке торговой недвижимости Москвы и России в целом являются недоступность заемного финансирования и по-прежнему достаточно низкий спрос со стороны ритейлеров на новые проекты. Сегодня операторы готовы рассматривать площади в действующих торговых центрах с понятным трафиком или в уже готовых к открытию объектах, - отмечает начальник департамента торговых площадей компании JLL Татьяна Ключинская. – В результате если прежде торговому комплексу для полного открытия требовалось около полугода, сегодня этот период составляет около двух лет. Это подтверждается в том числе высокой долей вакантных площадей в объектах, открытых за последние два года: по данным на начало 4-го квартала, в торговых центрах 2014-2015 годов пустовало около 19,4% помещений против 7,5% в среднем по рынку».

По итогам 2015 года обеспеченность Москвы торговыми центрами выросла до 388 кв. м на 1 тыс. человек против 345 кв. м годом ранее. В случае если все заявленные на будущий год объекты будут введены, показатель достигнет 423 кв. м на 1 тыс. человек.

По мнению экспертов JLL, в перспективе ближайших двух-трех лет ввод торговых площадей в Москве будет снижаться. «Новые торговые центры сегодня практически не заявляются, за исключением небольших, локальных проектов, которые в силу масштаба требуют меньшего объема финансирования, строятся быстрее и сдаются в аренду легче, а также следующих очередей действующих стабильных объектов с понятными показателями и сформированной аудиторией, - говорит Татьяна Ключинская. – В условиях отсутствия значительного ввода новых площадей мы будем наблюдать постепенное заполнение существующих объектов – для реализации своих планов по развитию ритейлеры будут занимать площадки в имеющихся ТЦ. При этом мы ожидаем дальнейшего движения рынка в сторону “рынка ритейлера”, что соответствует европейскому тренду».

Источник: JLL

Источник: mallgroup.ru