Итоги III квартала на рынке торговой недвижимости Санкт-Петербурга

Третий квартал 2014 года может стать рекордным по объему ввода в эксплуатацию качественных торговых площадей за весь текущий год. Одно из самых перспективных направлений в данном сегменте сегодня - развлекательные кластеры, в составе которых все большую популярность приобретают детские и семейные парки отдыха.

 В III квартале 2014 года на рынке торговой недвижимости Санкт-Петербурга отмечалось оживление и сохранялась тенденция к восстановлению спроса, наметившаяся в конце июня 2014 года. После минимальных объемов ввода в первом полугодии в прошедшем квартале предложение в торговом сегменте увеличилось на 143 тыс. кв. метров арендопригодных площадей, 40% из которых (60,5 тыс. кв. метров арендопригодных площадей) приходится на один объект – торгово-развлекательный центр «Европолис». Совокупный объем предложения по итогам III квартала составил 3,58 млн кв. метров.

 Новые объекты не внесли заметных коррективов в структуру обеспеченности по районам города. Лидером по уровню обеспеченности торговыми площадями на 1000 человек по-прежнему является Фрунзенский район, где сосредоточено 19% от общегородского объема арендопригодных площадей в современных торговых центрах. 17% торговых комплексов расположено в Приморском районе, 16% – в Выборгском.

 Уровень вакансии в прошедшем квартале снизился до показателя 5,5%. По мнению специалистов NAI Becar, это обусловлено, во-первых, оживлением арендаторов, во-вторых, низким объемом ввода новых торговых площадей в первом полугодии и изначально высоким уровнем заполняемости наиболее крупных объектов, введенных в III квартале. Наиболее крупной сделкой за последние месяцы стало подписание соглашения об аренде компанией «Детский мир» площади свыше 3 тыс. кв. метров в торгово-развлекательном центре «Галерея». 

 Арендные ставки в III квартале сохранились примерно на уровне предыдущего квартала. Небольшое снижение на 0,4% было зафиксировано по показателю средней арендной ставки для торговой галереи. При этом эксперты отмечают увеличение длины ценового предложения на аренду помещений в торговый галереях за счет смещения как верхних, так и нижних границ диапазона.

По прогнозам аналитиков NAI Becar, до конца года за счет небольшого объема ввода и ротации арендаторов объем вакансии на рынке торговой недвижимости останется на текущем уровне, также сохранится и небольшое понижение арендных ставок. Оценить влияние экономических санкций Запада в отношении Российской Федерации и ответных санкций России на ценообразование в данном сегменте можно будет после перезаключения договоров аренды.

 «В условиях изменения покупательского поведения, когда торговые центры воспринимаются населением уже не просто как сосредоточение магазинов для совершения покупок, а как место проведения досуга для всей семьи, все большую актуальность в данном сегменте рынка приобретают вопросы наполнения развлекательных зон», - говорит Наталья Скаландис, управляющий директор PM NAI Becar. Детские кластеры сегодня все чаще включаются в состав торговых комплексов и являются перспективным направлением, учитывая прирост населения в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в последнее время на 2-9% в год. Усиливая данную функцию, торговые центры в настоящее время стали переходить от создания единичных детских развлекательных зон к формированию концептуально законченных кластеров, а также развитию социальных проектов.

 Одним из примеров социального проекта в рамках торгового центра является проект «Академия оранжевое настроение», направленного на профессиональную ориентацию детей, в торгово-развлекательном центре «Смайл». «Проект ориентирован не только на детей, но и на взрослых. Помимо регулярных творческих мастер-классов по выходным здесь проводятся ежегодные мероприятия, - рассказывает Наталья Скаландис. - Например, ярмарка дополнительного образования Смайл Fest «Вместе веселее», которая в этом году собрал более трех тысяч жителей Петербурга».

 К числу других детских и семейных парков с продуманной концепцией в формате edutainment (развлечение и развитие) относится «Дивный город» в торгово-развлекательном комплексе «Гранд Каньон», где на площади 21,5 тыс. кв. метров размещены город профессий «КидБург», семейный парк развлечений FunCity, различные художественные мастерские, театр и театральная студия, студия танцев, экстрим-парк, студия стиля для детей и пр., а также кафе и магазины.

Источник: mallgroup.ru